Зашли на посадку ( журнал "Эксперт online", 14 февраля 2008 )
Зашли на посадку ( журнал "Эксперт online", 14 февраля 2008 )
Авиахолдинг ETIRC Aviation (Люксембург) 20 февраля начнет строительство завода по производству сверхлегких реактивных гражданских самолетов Eclipse 500 в особой региональной экономической зоне «Заволжье» под Ульяновском.
Наталья Дядик
Еclipse 500 – первый представитель нового поколения самолетов. Это шестиместный двухмоторный лайнер, максимальная дальность полета которого составит 1 600 морских миль при крейсерской скорости 355 миль/ч (408 км/ч). Благодаря малому весу, оптимизированной конструкции и широкому использованию новых технологических решений (например, двигателя нового поколения EJ22) его разработчики обещают сделать самолет дешевле существующих бизнес-джетов и более экономичным в эксплуатации. При стоимости немногим более 1,5 млн долларов (в ценах марта 2006 года) полная эксплуатационная стоимость на час эксплуатации составит около 300 долларов. К примеру, у Cessna Mustang эти показатели составляют соответственно 2,6 млн и 464 доллара, у самолета Adam A700 – 2,2 млн и 728 доллара, сравнивают разработчики самолета. Старт массового производства на ульяновском заводе намечен уже на конец 2009 года. Как полагают в ETIRC, с его началом сформируется новый сегмент российского рынка авиаперевозок – доступное авиатакси, которое свяжет авиасообщением самые отдаленные регионы.
Эксперты осторожно комментируют как производственные, так и маркетинговые планы авиахолдинга. Евгений Андрачников, руководитель проекта авиатакси Dexter «Авиаменеджмент груп», отмечает, что проект создания завода по производству Eclipse начался в США в 1996 году, а первый сертифицированный самолет они выпустили в середине 2007−го. Это при том, что на создание завода в Нью-Мексико было потрачено 1,6 млрд долларов, а среди инвесторов был даже Билл Гейтс. Поэтому Андрачников ставит под вопрос ульяновские перспективы аналогичного проекта.
Борис Рыбак, генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост», напоминает, что проект организации производства Eclipse 500 в России обсуждается на протяжении нескольких лет. Еще в 2006 году Внешэкономбанк, Eclipse Aviation Eastern Europe (структура ETIRC, отвечающая за реализацию проекта Eclipse) и российское представительство компании подписали меморандум о сотрудничестве, по которому банк брал на себя обязательства инвестировать проект по разработке и реализации Eclipse 500 на территории Восточной Европы и стран СНГ. Первоначально производство самолета планировалось разместить на Воронежском акционерном самолетостроительном обществе (ВАСО), затем речь шла о площадке ульяновского завода «Авиастар-СП». Задержка в реализации проекта заставила наблюдателей вообще усомниться в намерениях ETIRC. Борис Рыбак и сейчас осторожно комментирует сегодняшние заявления авиахолдинга – он считает, что производство Eclipse 500 целесообразно развивать там, где высоки пошлины на импорт таких машин, а в России в конце прошлого года они, напротив, были снижены до 10%.
Выбор «Заволжья» местом дислокации производства в ETIRC объясняют концентрацией в Ульяновске профильных для авиастроения предприятий и объектов инфраструктуры – двух аэродромов класса А, завода «Авиастар-СП», Высшего авиационного училища гражданской авиации.
Нужно иметь в виду и преференции, которые обещают предоставить ульяновские власти резидентам продвигаемой ими ОРЭЗ. Объем областной целевой программы, ориентированной на поддержку «Заволжья», составляет 231 млн рублей. Эти средства идут на обеспечение промплощадки инженерными коммуникациями и создание другой инфраструктуры. По крайней мере, такие обязательства брала на себя Ульяновская область при реализации других проектов в ОРЭЗ. Пока их два – в «Заволжье» строятся завод металлоконструкций, филиал самарского «Элекрощит ТМ Самара», и завод пивоваренного холдинга SAB Miller.
Борис Рыбак предполагает, что строить завод с нуля, а не расположить производство на существующих самолетостроительных предприятиях ETIRC решил из-за неудовлетворительного состояния последних. Кроме того, и Воронежский, и Ульяновский самолетостроительные заводы заняты под проекты Объединенной авиастроительной корпорации, и свободных мощностей, специалистов и ресурсов у них может просто не быть.
Рыночные перспективы Eclipse 500 вызывают еще больше вопросов, чем выбор площадки. Эксперты категорически не согласны с тем, что этот самолет будет формировать парк операторов авиатакси. «Сравнивать Eclipse 500 с теми самолетами, что эксплуатируются при таких авиаперевозках, все равно что сравнивать авиатакси и обычное такси. Это абсолютно разные машины. Eclipse 500 предназначен прежде всего для деловой авиации», – полагает Борис Рыбак. С ним согласен и Евгений Андрачников. «Eclipse идеально подходит для частного пилотирования собственником воздушного судна в условиях суперразвитой инфраструктуры и свободного неба, то есть, например, в США, где 6 тыс. аэропортов и 9 тыс. частных самолетов, и немного в меньшей степени – в Западной Европе, – считает он. – А Eclipse как самолет для зарабатывания денег, тем более в России, большой вопрос». Dexter сейчас эксплуатирует турбовинтовые самолеты М101Т производства нижегородского завода «Сокол» и швейцарские Pilatus.
В Америке перспективы Eclipse связывают именно с воздушным такси и деловой авиацией, но и там, считает Борис Рыбак, идеологи проекта выдают желаемое за действительное. «Внушительные цифры, которыми оперируют создатели Eclipse 500, скорее, художественное преувеличение – в США пока выпущены только первые такие самолеты, и перспективы этой машины пока не ясны», – отмечает он.
Впрочем, Борис Рыбак отмечает, что скепсис во многом вызван амбициями создателей Eclipse и новизной проекта. Он признает, что рынок бизнес-джетов, по крайней мере американский, развивается очень динамично, и предложение Eclipse там может быть востребовано – разработчики самолета предлагают продукт, по характеристикам соответствующий эксплуатирующимся сейчас судам, но значительно менее дорогой (рыночная цена Eclipse 500 должна составить примерно 1−1,5 млн долларов). По его оценкам, российский рынок самолетов бизнес-авиации мог бы ежегодно обеспечивать реализацию 200−300 Eclipse.