Черная метка ( журнал "Эксперт online", 14 февраля 2008 )
Черная метка ( журнал "Эксперт online", 14 февраля 2008 )
Публичная критика со стороны первого вице-премьера Дмитрия Медведева намерений нынешнего руководителя «Транснефти» Николая Токарева перенести ввод в эксплуатацию первой очереди нефтепровода Восточная Сибирь—Тихий океан (ВСТО) с конца 2008 года на IV квартал 2009 года может означать начало кадровой чистки, которую намерен провести наиболее вероятный претендент на президентский пост.
Али Алиев
Впервые о том, что ВСТО не будет введен в строй в намеченные сроки, официально заговорили в ноябре прошлого года. Правление «Транснефти» 22 ноября констатировало, что отставание строительно-монтажных работ от намеченного графика наблюдается на трети трассы нефтепровода. Новый глава компании Николай Токарев тогда заявлял о возможной отсрочке ввода системы на три-четыре месяца. И хотя глава Минпромэнерго Виктор Христенко в ответ на это сообщил, что правительство пока не планирует пересматривать сетевой график строительства первой фазы ВСТО, круги от брошенного в информационный омут пробного камня стали расходиться все шире. Через месяц, 24 декабря 2007 года, вопрос об изменениях в проекте и сроках ВСТО обсуждал уже совет директоров «Транснефти», после чего предложение о переносе окончания строительства было внесено в правительство. Практически все наблюдатели сходились во мнении, что вопрос решен и осталось только его утвердить на правительственном уровне.
Напомним, что система ВСТО строится для транспортировки нефти восточносибирских месторождений на азиатско-тихоокеанские рынки и в Китай. Реализацию проекта предполагается осуществить в два этапа. На первом строится участок нефтепровода Тайшет (Иркутская область) — Сковородино протяженностью 2,4 тыс. км и сооружение нефтеналивного терминала на побережье Тихого океана мощностью 30 млн тонн нефти в год. Именно он должен был закончиться в конце 2008 года. На втором этапе нефтепровод протянут от Сковородино до побережья Тихого океана. Планируется, что в случае строительства ответвления на Китай в этом направлении будет поставляться 30 млн тонн в год, по маршруту Сковородино—Тихий океан – 50 млн тонн.
Финальный аккорд в деле корректировки сроков ВСТО должен был прозвучать 12 февраля, на которое было назначено совещание в правительстве во главе с вице-премьером Сергеем Нарышкиным, курирующим ВСТО, а также представителями «Транснефти» и Минпромэнерго. Но этого так и не случилось, поскольку дело приняло совершенно неожиданный оборот.
7 февраля Николай Токарев на совещании по вопросам развития Дальнего Востока и Забайкалья, которое проводил первый вице-премьер Дмитрий Медведев, сообщил, что ввод в эксплуатацию первой очереди ВСТО представляется возможным лишь в IV квартале 2009 года. По словам главы «Транснефти», это вызвано экстремальными условиями строительства системы, поздним началом работы и значительным увеличением протяженности трассы, а также плохой работой подрядных организаций. «Возможно, это представляет отдельный предмет для рассмотрения», – добавил он. Однако предметом рассмотрения оказался как раз вопрос о переносе сроков строительства.
Дмитрий Медведев довольно жестко отреагировал на инициативу главы «Транснефти». Выслушав его предложения, первый вице-премьер обязал Виктора Христенко и Николая Токарева принять необходимые меры «по обеспечению завершения строительства первого этапа указанного нефтепровода в 2008 году» и доложить о них не позже чем через две недели. А заодно поручил главам Минпромэнерго, Минрегионразвития и «Транснефти» в трехдневный срок доложить «о причинах затягивания сроков экспертизы проектной документации по проекту строительства спецморнефтепорта Козьмино в рамках создания нефтепроводной системы ВСТО.
Такую жесткость первого вице-премьера можно было бы объяснить идущей предвыборной президентской кампанией – электорат любит публичные порки высокопоставленных чиновников. Однако, по большому счету, для большинства российских граждан сроки строительства ВСТО, мягко говоря, малоинтересны. Нет здесь, в отличие от широко разрекламированных проектов Nord Stream и South Stream, и неотложной экономической необходимости – российские нефтяники будут только рады, что у них появится дополнительное время для разработки нефтяных месторождений Восточной Сибири, а переговоры с Китаем о ценах возможных поставок углеводородов далеки от завершения.
Фактически же, говоря бюрократическим языком, группе высших государственных чиновников, лоббирующих перенос на год ввода в строй ВСТО, было открыто сказано о неполном служебном соответствии. Причем помимо Токарева и Христенко это косвенно может касаться и Сергея Нарышкина, который ни разу публично не выступил против коррекции проекта. При этом свалить вину за сбои в строительстве нефтепроводной системы на бывшего президента «Транснефти» Семена Вайнштока, детищем которого является ВСТО, никак не получится. Президент Владимир Путин не только весьма лестно охарактеризовал его работу в нефтетранспортной монополии, но и назначил после этого руководителем госкорпорации «Олимпстрой» – имиджевого проекта государственного значения.
Симптоматично, что и сам Вайншток, всегда осторожный в своих высказываниях, сегодня в интервью газете «Коммерсантъ» заявил, что первоначальные сроки строительства ВСТО абсолютно реальны. «На момент моего увольнения мы построили 1,2 тыс. км. Осталось 1,5 тыс., но прошли самое сложное – горы, реки, вечную мерзлоту и вышли на песок, где можно идти победным маршем», – сказал он. И, посетовав, что новое руководство «Транснефти» сменило его команду профессионалов, на вопрос, почему тогда отработанная система так быстро дала сбой, добавил: «Отвечаю. Каким бы толстым ни был мальчик, если его перестать кормить, он быстро сдохнет».