Кто все это построит? ( журнал "Эксперт online", 18 февраля 2008 )
Кто все это построит? ( журнал "Эксперт online", 18 февраля 2008 )
Регионы Сибири и Дальнего Востока в ближайшие годы существенно изменятся – здесь уже стартовали или находятся на старте капиталоемкие инвестиционные проекты, о которых еще несколько лет назад регионы и бизнес даже не мечтали. Восток России реально стал одним из приоритетов государственной политики, что сразу же отразилось на поведении бизнеса. Этот тренд ярко проявился на Красноярском экономическом форуме, завершишемся в субботу.
Александр Попов
Еще пять лет назад, в 2004 году, на первом аналогичном форуме обсуждались тогда еще только «возможные проекты». А глава холдинга «Базовый элемент» Олег Дерипаска, выступая с трибуны форума (что происходит довольно редко) в резкой форме утверждал, что «Сибирь теряет влияние», что проблемы региона не заметны из-за Садового кольца и что продолжение такой госполитики чревато многочисленными проблемами и потрясениями. Прошло несколько лет – и положение изменилось кардинально. Сразу в нескольких регионах Сибири реализуются масштабные инвестпроекты, строятся заводы и дороги, развиваются аэропорты. Еще больше повезло Дальнему Востоку, который получил новую федеральную целевую программу с беспрецедентным объемом финансирования. А его подъем стал одним из приоритетов государственной политики. В этой связи совсем не случайно, что первый вице-премьер и кандидат в президенты России Дмитрий Медведев выбрал именно форум в Красноярске в качестве площадки для оглашения своей экономической программы. Не было бы здесь реального инвестиционного подъема, не был бы регион так интересен крупному бизнесу – Медведев нашел бы другое место для объявления собственного взгляда на развитие страны. Также, кстати, неслучайным выглядит и шутливое предложение, высказанное членом правления ОАО «ГидроОГК» Александром Сергеевым, – переименовать Дальний Восток в просто Восток России. «У нас не должно быть дальних регионов. Само прилагательное давит на психику. В конце концов, жители Владивостока не называют же нас Дальним Западом», — отметил Сергеев.
Таким образом, сдвиг в психологии восприятия произошел. Сибирь и Дальний Восток стали восприниматься как реальная точка роста российской экономики. Правда, пока проекты, запланированные к реализации в этих регионах, носят сугубо индустриальный характер. И поэтому являются наиболее капиталоемкими и масштабными по сравнению с проектами, которые будут реализованы в европейской части России. Проблемы транспорта и энергетики, особенно актуальные для инвесторов в зауральские земли, уже не вызывают сомнений и постепенно облекаются в конкретные инфраструктурные проекты. А на первый план сегодня выходят многочисленные нюансы, которые способны либо затормозить эти процессы развития, либо в целом поставить на них крест. Часть этих нюансов нашла отражение в докладе Института региональной политики (ИРП) «Проект-2020: комплексные эффекты новой индустриализации России», специально подготовленному к этому форуму. Часть нюансов звучала с трибун из уст почти всех всех участников форума – и чиновников, и руководителей госкомпаний, и частных инвесторов.
О чем идет речь? О рисках, грозящих реализации крупных инвестпроектов, запланированных в Сибири и на Дальнем Востоке. Это – трудовые ресурсы, финансы, строительные материалы, экология и многое другое.
Прежде всего речь идет о трудовых ресурсах. Как отметил в своем выступлении губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, именно этот вопрос сегодня наиболее актуален. Проектов много, денег на них и государство, и бизнес не жалеют. Но кто все это будет строить и эксплуатировать? Такой вопрос кроме Хлопонина задавали почти все выступавшие на форуме. И действительно, негативные демографические процессы – отток населения, превышение смертности над рождаемостью – давно превратили сибирские и особенно дальневосточные регионы в пустеющие территории. Между тем, по разным подсчетам, для работы только на крупных стройках, объявленных в предыдущие годы, регионам за Уралом в ближайшее время понадобится от 1,5 до 3 млн человек. Причем, что очевидно, не просто чернорабочих, а специалистов, способных работать по новым технологиям.
В докладе ИРП приводится несколько способов решения этой проблемы. Повышение рождаемости если и даст эффект, то лет через 20—30. Выходом может стать внедрение трудосберегающих технологий еще на стадии строительства, а также – и это очевидно – привлечение мигрантов. «Стимулирование иммиграции в Россию могло бы в заданные сроки насытить российский рынок труда. Этот процесс до сих пор не развернут, несмотря на его очевидную необходимость. В противном случае уже в течение ближайших 5—10 лет придется повышать пенсионный возраст, сокращать численность армии, уменьшить время обучения в учреждениях профессионального образования и т. д.», — отмечается в докладе ИРП.
Между тем пока внятного ответа на кадровый вопрос нет ни у госчиновников, ни у бизнесменов. Ведь кроме высокой зарплаты и перспектив карьерного роста людям, которые проявят интерес к работе в Сибири и на Дальнем Востоке, нужно предоставить и сопоставимые с другими регионами социально-бытовые условия: в первую очередь — не бытовки или прогнившие хрущевки, а новые комфортные дома. Мигрант должен понимать, что его дети получат здесь образование, по качеству не уступающее вузам Европейской России, что здесь он получит полный комплекс современных услуг в больницах и санаториях и что развлечься после работы он тоже сможет по человечески. Да и улететь, если понадобится, отсюда не будет такой огромной проблемой, как сегодня, когда стоимость авиабилетов составляет 15—30 тыс. рублей в одни конец. Понятно, что создание такого социального фона — прямая задача государства. Еще одна его задача — придумать, как привлечь в эту сферу частный бизнес. Проблема была поднята в выступлении Владимира Путина на Госсовете, поэтому, возможно, в ближайшее время мы получим хоть какие-то рецепты решения этой проблема. Пока же, и это заметно невооруженным глазом, проблема наличия кадров для реализации инвестпроектов не решается.
Вторая проблема, о которой заявил в очередной раз министр регионального развития Дмитрий Козак, касается согласованности действий на федеральном и местном уровнях. Речь в данном случае идет о схемах территориального планирования, которые, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, до 1 января 2010 года должны быть приняты во всех регионах и муниципалитетах страны. Между тем, как прямо признался Козак, за пять лет действия кодекса на уровне муниципалитетов задача по разработке схем была реализована на 12%, на уровне регионов – на 8%, а на уровне федерального центра – на 0%. «Другими словами, регионы определяют перспективы своего развития без внятно сформулированных федеральных ориентиров. Очевидно, это нанесет огромный ущерб в будущем», — отметил глава Минрегиона. Уточнив, что проблемы с резервированием земли под различные проекты – это лишь один из эпизодов более глобальных проблем, которые могут возникнуть. До 2010 года Козак пообещал региональным властям и предпринимателям, что схема территориального планирования России будет готова. И что она учтет уже наработанный опыт на местах.
Еще одна проблема, о которой, впрочем, на форуме почти ни говорилось – экология. За Уралом будут строиться новые заводы, комбинаты, шахты, электростанции, а также сопутствующая этим громадным объектам инфраструктура. О том, что это может нанести ущерб уникальной природе этих мест и сохранившимся здесь памятникам истории, которые словно нарочно располагаются именно в тех местах, где запланированы большие стройки, пока говорят только общественные организации и экологи. Вот и на форуме с вопросом о спасении памятников истории, которые попадут в зону затопления Богучанской ГЭС, к руководителю ОАО «ГидроОГК» Владимиру Синюгину обратился только член Общественной палаты РФ Вячеслав Глазычев. На что руководитель госкомпании ответил, что спасением памятников должно заниматься государство. И действительно, экологические риски могут стать одним из главных препятствий на пути реализации мегапроектов в Сибири и на Дальнем Востоке, если государство не даст четкого и внятного ответа, как оно будет защищать или спасать достояние своей природы и истории. Время красивых и эффектных «карандашных решений» (как было с вопросом о спасении Байкала от нефтепровода Восточная Сибирь–Тихий океан ) прошло. Но что придет на смену — пока осталось не ясным.
Наконец, новой индустриализации Сибири и Дальнего Востока могут помешать еще две проблемы – нехватка длинных денег, а также неразвитость строительной индустрии. По оценке ИРП, в ближайшие 3—5 лет для реализации всех заявленных проектов потребуется не менее 300 млрд долларов заемного финансирования. Покрыть такой спрос российские банки не смогут. «Дефицит длинных денег в российской банковской системе — во многом следствие финансовой политики федерального правительства (значительные денежные средства замораживаются в Стабфонде, а система рефинансирования банковской системы развита крайне слабо). В результате уже сейчас многие российские компании предпочитают кредитоваться за рубежом», — отмечается в докладе института. В связи с этим, по всей видимости, на новой индустриализации Сибири и Дальнего Востока также смогут заработать западные компании.
Еще острее развивается ситуация с обеспечением новых строек оборудованием и строительными материалами. Так, затраты на оборудование в ближайшую пятилетку превысят 250 млрд долларов, а потребность в базовых строительных материалах оценивается в 90 млрд долларов. Это равнозначно, к примеру, производству дополнительных 487 млн тонн цемента, или 60 млн тонн в год, для чего необходимо единовременное строительство 30 средних (2 млн тонн в год) цементных заводов. Самое примечательное, что заводы в центре России спрос зауральских территорий удовлетворить не смогут – они ориентированы на растущие местные рынки недвижимости (офисные и торговые центры, а также жилье). В Сибири и на Дальнем Востоке, по логике, необходимо строительство не менее девяти крупных цементных заводов (мощностью более 3 млн тонн). Между тем пока о таких масштабных планах ничего не было слышно. Непонятно также, кто будет проектировать все новые объекты – специалистов этого профиля в России осталось очень мало.
В общем, форум в Красноярске показал – время простых решений в отношении развития востока страны прошло. Новая индустриализация Сибири и Дальнего Востока стала реальностью. И на повестку дня выходит время трудных, сложных и уж точно не эффектных шагов по управлению этими процессами. В конце концов, именно от того, каким будет это управление, зависит то, как именно изменится карта России в ближайшие годы.