Туман над Усть-Лугой ( журнал "Эксперт online", 27 февраля 2008 )
Туман над Усть-Лугой ( журнал "Эксперт online", 27 февраля 2008 )
Намерения владельца Новолипецкого меткомбината Владимира Лисина выстроить портово-транспортную инфраструктуру натолкнулись на противодействие со стороны других владельцев морского перегрузочного терминала «Усть-Луга» (Ленинградская область).
Вадим Пономарев, автор «Эксперт Online», «Эксперт», «Эксперт Волга»
С прошлой осени структуры, подконтрольные владельцу НЛМК Владимиру Лисину, начали активно собирать портово-транспортные активы, работающие в северо-западном направлении. Через свою голландскую компанию Universal Cargo Logistics Holding BV (UCL) НЛМК приобрел почти 100% акций ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», установил контроль над Северо-Западным и Волжским пароходствами и стал совладельцем ОАО «Универсальный перегрузочный комплекс» (УПК), который строится в Усть-Луге. С интеграцией морского порта Санкт-Петербурга и пароходств в структуру бизнеса Владимира Лисина проблем не возникло. Но вот с УПК ситуация сложилась иначе.
UCL удалось купить только 50% акций перегрузочного комплекса, которыми владела компания CNP Iivestments NV. Остальная половина по-прежнему принадлежит ОАО «Компания „Усть-Луга”» (25,05% акций) и офшору Quetar Consultants Limited (24,95% акций). Сразу после этого между структурами Лисина и председателем совета директоров компании «Усть-Луга» Валерием Израйлитом началось непонимание. Сделка UCL по приобретению CNP была закрыта в начале января этого года. 25 января советом директоров УПК было принято решение собрать 28 марта внеочередное собрание акционеров предприятия, посвященное избранию нового СД. Появился на УПК и новый генеральный директор – 14 февраля им был назначен Сергей Челядин, возглавляющий одно из ключевых приобретений Лисина – Морской порт Санкт-Петербург. Но уже 26 января, на следующий день после назначения даты внеочередного собрания акционеров, другой совладелец УПК – компания «Усть-Луга» направила в арбитраж Ленинградской области иск с требованием отменить решение о собрании акционеров, назначенном на 28 марта. При этом Израйлит не стал дожидаться вердикта судей и решил провести свою версию внеочередного собрания акционеров, что и сделал 20 февраля. Такое собрание состоялось, и на нем, по словам представителей «Усть-Луги», были прекращены полномочия старого совета директоров и избран новый. По словам же представителей структур Лисина, собрание это было «нелегитимным», а посему совет директоров УПК продолжает функционировать в прежнем составе. Обе стороны отказываются от каких-либо комментариев на эту тему и грозят друг другу судом.
Одной из причин этого конфликта называют то, что универсальный перегрузочный комплекс в Усть-Луге был открыт еще летом 2007 года, но так до сих пор толком и не работает – на его территории пока не оборудован пограничный пункт, и поэтому здесь нельзя осуществлять экспортные отгрузки. Однако истинная причина противостояния между двумя собственниками, владеющими равными долями терминала, в другом. Владимир Лисин заинтересован в том, чтобы терминал обслуживал в первую очередь его грузы и его суда (иначе зачем ему покупать пароходства?). Причем обслуживание велось бы если не в убыток, то хотя бы по себестоимости (вертикально интегрированный металлургический холдинг Лисина может себе позволить получать львиную долю прибыли в других бизнесах). Валерий Израйлит, очевидно, настроен на то, чтобы получать хорошую прибыль от эксплуатации перегрузочного комплекса как такового, не зацикливаясь на металле и судах Лисина. В частности, накануне конфликта в прессе появились сообщения о том, что терминал в Усть-Луге еще в конце 2006 года подписал договор об эксклюзивных правах с эстонской компанией Forward Buroo на перевалку 1,8 млн тонн чугуна навалом, который будет производиться на ОАО «Тулачермет», ЛМЗ «Свободный сокол», Чусовском МЗ и Косогорском МК. Эти предприятия не входят в структуру металлургической империи Владимира Лисина, а значит, мешают НЛМК загружать перевалку в Усть-Луге своей продукцией.
Очевидно, судебная перспектива этого конфликта практически равна нулю – стороны, скорее всего, предпочтут договориться о том, кто все же будет хозяином универсального перегрузочного терминала в Усть-Луге. При этом позиции Лисина выглядят предпочтительней: за счет своего другого актива – Морского порта Санкт-Петербург он может парализовать работу УПК до той поры, пока Израйлит не согласится уступить ему хотя бы одну акцию. Этого будет достаточно, чтобы в совете директоров УПК большинство голосов стало принадлежать портово-транспортным структурам НЛМК и они смогли диктовать перспективы развития этого терминала в свою пользу.