Дождались ( журнал "Эксперт online", 29 февраля 2008 )
Дождались ( журнал "Эксперт online", 29 февраля 2008 )
Сегодня в Москве представители компаний «Ростехнологии», Renault и Troika Capital Partners закрыли сделку по приобретению французским концерном блокпакета (25% + 1 акция) АвтоВАЗа.
Денис Квасов, автор «Эксперт Online», «Эксперт», «Эксперт Волга», «Эксперт Казахстан»
Сумма сделки, по заявлению главы госкорпорации «Ростехнологии» и председателя совета директоров АвтоВАЗа Сергея Чемезова, составила 1 млрд долларов. Это несколько меньше рыночной стоимости такого пакета – капитализация предприятия сейчас составляет около 5 млрд долларов. Однако сотрудничество с мощным иностранным концерном, к которому тольяттинский автогигант шел почти два года, стоит небольшого дисконта. Чемезов добавил, что в зависимости от финансовых результатов АвтоВАЗа за 2008−2009 годы продавцу пакета будет доплачено еще 165 млн долларов.
Напомним, впервые переговоры с Renault топ-менеджеры АвтоВАЗа начали весной 2006 года. Тогда новая команда управленцев из ФГУП «Рособоронэкспорт» (РОЭ, пришли в Тольятти в конце 2005 года) активно концентрировала в своих руках финансовые потоки громадного предприятия, выдавливала из топ-менеджмента ставленников самарской группы СОК, боролась с хищениями на заводе и посредническими схемами в области поставок материалов и комплектующих. Но даже в этих, близких к военным условиях, которые Чемезов в одном из поздних интервью назвал «полноценной войсковой операцией по борьбе с бандитами», управленцы из РОЭ успели осознать, что получение полновластного контроля над АвтоВАЗом не гарантирует им легкой и счастливой жизни [1]. Завод тогда стремительно терял позиции на рынке, у него падали продажи, снижалась до критической отметки рентабельность. Стало понятно, что самостоятельно «поднять» автогигант не имевшие опыта работы в автопроме Игорь Есиповский (генеральный директор) и Владимир Артяков (тогда – председатель совета директоров, ныне – губернатор Самарской области) были не в силах.
Принципиальное решение искать стратегического партнера за рубежом было принято весной 2006 года. Первым кандидатом и стал Renault. Переговоры с французами длились, то затихая, то вновь набирая силу, около полугода. Однако категорический отказ Артякова продать Renault блокпакет акций АвтоВАЗа свел на нет все усилия, а Игорь Есиповский, по одной из версий, и вовсе поплатился креслом генерального директора за готовность пойти на уступки иностранцам.
Второй виток поиска партнера на Западе стартовал зимой 2006 года. В канун новогодних праздников с большой помпой было подписано соглашение о сотрудничестве [2] с международной компанией Magna International, которая является ведущим мировым игроком на рынке автокомпонентов. Было объявлено об участии Magna в проекте создания нового семейства автомобилей класса С. Однако уже в январе 2007 года вице-президент АвтоВАЗа Максим Нагайцев заявил, что переговоры с Renault продолжаются и даже более того – входят в финальную стадию. Тогда речь шла об организации на мощностях АвтоВАЗа производства модели Renault Logan. Нагайцев называл и сумму инвестиций в проект – 500 млн долларов (предполагалось строительство нового автосборочного завода в Тольятти). Однако эти планы так и не были реализованы.
Наконец, в конце 2007 года АвтоВАЗ устроил своеобразный тендер среди мировых концернов. «На торги» был выставлен блокпакет акций предприятия и право совместной работы на самом быстрорастущем автомобильном рынке мира. Среди претендентов оказались не только Renault и Magna, но и компании GM и Fiat. Однако в итоге все равно был выбран концерн Renault. 8 декабря 2007 года представителями компаний был подписан меморандум, в котором обозначались параметры сделки и планы будущего сотрудничества. Сегодняшнее закрытие сделки не внесло особых изменений в объявленные ранее параметры – развитие бренда Lada, создание новых семейств автомобилей на платформах Renault, техническое сотрудничество в сфере разработки и выпуска автомобилей и отдельных агрегатов.
Только на этой неделе стороны согласовали окончательные параметры выкупа акций и сумму сделки. Было решено, что французы приобретут сразу 25% + 1 акция АвтоВАЗа, что даст им все права владельца блокпакета. Альтернативный вариант предполагал выкуп компанией Renault лишь 12,8% акций, которые должны были превратиться в блокпакет после завершения процедуры «раскольцовки» [3] собственности АвтоВАЗа (присоединения к предприятию дочерних обществ, владеющих акциями ВАЗа с последующим погашением этих бумаг и проведением допэмиссии). Однако был выбран первый вариант. Подробности того, как будет переформатирован пакет акций Renault, который после реорганизации акционерного капитала ВАЗа станет контрольным, пока не разглашаются, а финансовые аналитики затрудняются определить точную схему, ссылаясь на отсутствие прецедентов. Очевидно, тем или иным образом половина контрольного пакета отойдет компании Troika Capital Partners, которая совместно с «Ростехнологиями» является мажоритарным акционером тольяттинского предприятия и весь прошлый год проводила скупку ценных бумаг ВАЗа. Процесс должен завершиться в июле текущего года. Отметим также, что Сергей Чемезов сегодня заявил, что выход АвтоВАЗа на IPO планируется в конце сентября 2008 года. Глава «Тройки Диалог» Рубен Варданян сообщил, что в ходе IPO инвесторам будет предложено до блокирующего пакета акций. «Мы технически будем готовы осенью и будем размещаться в России и Лондоне. Условия размещения будут понятны в мае, когда станет в целом ясна ситуация на мировых финансовых рынках», – отметил он.
Более интересным, нежели техническая сторона сделки, представляется будущее самого предприятия, а точнее, ответ на вопрос, насколько сильным окажется влияние на него французского концерна. Ожидается, что в состав совета директоров АвтоВАЗа могут войти три-пять французских топ-менеджеров, однако точные кандидатуры пока неизвестны. Возможно, к управлению тольяттинским заводов приложит руку и непосредственно глава Renault-Nissan Карлос Гон. Легендарный автомобильный топ-менеджер, спасший от банкротства обе компании альянса, известен также в качестве главного врага профсоюзов и безжалостного борца с издержками. Вполне вероятно, что уже в скором времени АвтоВАЗ ожидает волна сокращений и серьезная реорганизация всех бизнес-процессов.
Что же касается новых совместно разработанных автомобилей на платформе Renault, то президент автозавода Борис Алешин пообещал, что первая модель, которая будет создана на платформе Renault Logan, появится уже в 2009 году. Этот автомобиль будет представлять собой семиместный универсал. По словам Алешина, к 2012 году АвтоВАЗ и Renault совместно намерены выпускать 1,2 млн машин в год. Рубен Варданян подчеркнул, что рассчитывает на помощь французских топ-менеджеров, которые будут «не приглашенными управленцами, а перейдут на работу на ВАЗ».
Впрочем, Карлос Гон, похоже, не спешит захватывать рычаги управления АвтоВАЗом. Он неоднократно говорил журналистам, что вполне доверяет российскому топ-менеджменту и не планирует кардинально вмешиваться в процессы управления заводом. То есть повторение ситуации с Nissan, когда он переехал в Японию и долгое время лично руководил компанией, он (пока во всяком случае) исключает. О вхождении в состав директоров АвтоВАЗа его команды Гон также говорил сдержанно, отмечая, что Renault имеет право на три места, соответственно количеству акций (в совете директоров АвтоВАЗа – 12 мест). Теперь решено, что эти три места займут сам Карлос Гон и два вице-президента компании Renault. В правление АвтоВАЗа войдут четыре топ-менеджера из Франции.
Аналитики позитивно оценивают вхождение Renault в состав акционеров АвтоВАЗа, а главное – его согласие на развитие марки Lada и готовность предоставлять российскому автогиганту технические ноу-хау, платформы, силовые агрегаты и трансмиссии для будущих семейств автомобилей. Однако пока большинство экспертов предпочитают не давать конкретных прогнозов, ссылаясь на отсутствие четких планов у вновь образованного партнерства. Понятно лишь, что долгожданное обновление модельного ряда Lada, да еще под сенью Renault может существенно улучшить позиции АвтоВАЗа на рынке. Главное, чтобы эти благие намерения были реализованы как можно скорее. Отечественный автомобильный рынок, по оценке генерального директора тольяттинского аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, в ближайшие годы замедлит рост и постепенно войдет в стадию насыщения. Бороться с агрессивными конкурентами из Кореи, Китая, а также продукцией автосборочных производств в России в таких условиях АвтоВАЗу будет еще сложнее.