PepsiCo взялась за соки ( газета "РБК daily", 20 марта 2008 )
PepsiCo взялась за соки ( газета "РБК daily", 20 марта 2008 )
Компания приобрела более 75% ОАО «Лебедянский»
Мария Чебатко
PepsiCo и Pepsi Bottling Group вышли на рынок производства соков. Как сообщили РБК daily в пресс-службе PepsiCo, компания подписала соглашение о приобретении 75,53% акций крупнейшего российского производителя соков ОАО «Лебедянский». Сумма сделки составит 1,4 млрд долларов. Эксперты отмечают, что сделка существенно укрепит позиции PepsiCo на потребительском рынке России.
Сегодня ОАО «Лебедянский» является крупнейшим производителем соков в Восточной Европе, а также одним из лидеров российского рынка детского питания. Основными акционерами компании «Лебедянский» являются бывший директор завода, депутат Госдумы Николай Борцов (30%) и его сын Юрий Борцов (25,1%), возглавляющий совет директоров, у членов совета директоров Ольги Белявцевой и Дмитрия Фадеева – 18,4% и 2%. Потребитель знает продукцию «Лебедянского» по сокам и нектарам «Я», «Тонус», «Фруктовый Сад», сокосодержащим напиткам Frustyle, чаем «Эдо», а также широкому ассортименту детского питания и соков для детей под торговой маркой «ФрутоНяня».
Осенью прошлого года эксперты поговаривали, что акции «Лебедянского» обойдутся Pepsi в рекордную сумму для российского потребительского рынка – 2–2,3 млрд долларов. Тем не менее этого не произошло, поскольку сделка предусматривает выделение бизнеса по производству детского питания и минеральной воды, которые PepsiCo и PBG не приобретают. Планируется, что этот выделенный бизнес перейдет новой компании, которая будет создана в ближайшее время, а в дальнейшем, возможно, и перепродана. В то же время PepsiCo покупает акции «Лебедянского», на балансе которого остаются только соки. «Цена, предложенная PepsiCo, на 15–20% выше котировок. Мы оцениваем ее как хорошую», – сказал РБК daily аналитик ИК «Финам» Сергей Фильченков.
Эксперты отмечают, что ставка Pepsi на рынок соков является весьма обоснованной, поскольку этот сегмент имеет большие перспективы. Например, в 2007 году потребление соков на душу населения в России составило 18,4 л, тогда как в 2000 году – только 6,3 л. В пользу выгоды данной сделки говорит и выручка «Лебедянского» от продажи соков в 2007 году – 800 млн долларов. «Рынок перспективный и стабильно растет. Интерес к рынку есть, и со стороны иностранных компаний тоже. Прирост составляет около 10–11% в год. Покупая лидера сокового рынка России с долей около 31%, PepsiCo существенно укрепит свои позиции, и будет развивать как свои старые бренды, так и бренды «Лебедянского». Для Pepsi это крупный актив и первая крупная сделка на российском рынке», – отметил г-н Фильченков.
Что касается новых позиций компании «Лебедянского» без сегмента минеральной воды и детского питания, то, как отмечает г-н Фильченков, приток финансовых ресурсов и увеличение денежных средств на маркетинговую стратегию сможет существенно усилить позиции этой компании.