Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Замкнули кольцо ( журнал "Эксперт online", 18 марта 2008 )

Замкнули кольцо ( журнал "Эксперт online", 18 марта 2008 )

Госхолдинг «Оборонпром», входящий в корпорацию «Ростехнологии», приобрел Пермский моторостроительный комплекс (ПМК).

Вадим Пономарев, автор «Эксперт Online», «Эксперт», «Эксперт Волга»

Тем самым он вплотную приблизился к созданию национального двигателестроительного мегахолдинга. Препятствием к реализации этой идеи могут послужить только амбиции НПО «Сатурн» и Уфимского моторостроительного производственного объединения (УМПО).

Ранее ПМК принадлежал АФК «Система». Однако корпорация вчера сообщила, что продала «дочке» «Оборонпрома» – ОАО «Сатурн» — 100% акций ЗАО «Салес», на которой висели пакеты акций предприятий Пермского моторостроительного комплекса. Сумма сделки составила 4,5 млрд рублей (190 млн долларов).

Тем самым «Оборонпром» получил контроль над комплексом, который объединяет 18 предприятий и организаций, крупнейшими из которых являются Пермский моторный завод, «Авиадвигатель» и «Редуктор-ПМ». ПМК представляет собой единый научно-производственный комплекс, специализирующийся на проектировании и выпуске авиационных и промышленных газотурбинных двигателей, жидкостных реактивных двигателей, газотурбинных и газоперекачивающих установок, вертолетных трансмиссий и редукторов. Комментируя это событие, один из источников, близких к руководству «Оборонпрома», заметил, что «с приобретением Пермского моторостроительного комплекса сделан важный шаг в реализации поручения президента по созданию двигателестроительного холдинга под эгидой «Оборонпрома». Госчиновникам есть чему радоваться – пожалуй, впервые за время, прошедшее с того момента, как президент дал это поручение, им удалось приобрести что-то стоящее».

Напомним, идея создания вертикально интегрированных двигателестроительных холдингов родилась в августе прошлого года. Первоначально планировалось, что из 40 с лишним предприятий этой отрасли, работающих в стране, будет сформировано четыре холдинга. С двумя из них – ФГУП «Салют» и «МиГ» (изготавливают преимущественно военную технику и полностью являются государственной собственностью) — особых проблем не возникло. Зато при попытке создать госхолдинг из НПО «Сатурн» (Рыбинск, Ярославская область), Пермского моторного завода и УМПО чиновников из «Оборонопрома», которому было поручено произвести реструктуризацию отрасли, ждал неприятный сюрприз. В декабре 2007 года «Сатурн» и УМПО, не дожидаясь пока их сольют, сами объявили о том, что объединяют капиталы и образуют первый в России частный двигателестроительный холдинг [1]. Все заявления чиновников из «Оборонпрома» о «нелигитимности» такого объединения в судах не подтвердились, а посему представителям госкорпорации ничего не осталось, кроме как сделать упор на строительстве четвертого госхолдинга из предприятий бывшего самарского двигателестроительного куста: СНТК им. Кузнецова, «Моторостроителя», «Металлист-Самары» и Самарского конструкторского бюро машиностроения (СКБМ).

Действуя по неоригинальной, но эффективной схеме – собрать все имеющиеся активы под единое управление и накачать их бюджетными деньгами, — такой холдинг в Самаре де-факто «Оборонпром» уже создал. Госхолдинг стал единоличным исполнительным органом управления СНТК им. Кузнецова [2], а его креатура – Василий Лапотько – замкнула на себя управление финансовыми потоками СНТК, СКБМ и «Моторостроителя», где предварительно был отправлен в отставку генеральный директор этого предприятия Игорь Шитарев. После этого «Оборонпром» начал очистку этих предприятий от миноритариев [3]: выкупил 20% акций СНТК у самарского бизнесмена Алексея Леушкина и 13% доли «Моторостроителя» у совладельца группы компаний «Каскол» Сергея Недорослева. Сейчас ведутся переговоры о выкупе «Оборонпромом» предприятия «Металлист-Самара», которое производит важнейшие компоненты ракетных и газотурбинных авиационных двигателей — камеры сгорания (государству здесь принадлежит лишь блокирующий пакет, а 60% акций контролируют структуры Леушкина).

Однако в госхолдинге довольно быстро убедились в правоте генерального директора НПО «Сатурн» Юрия Ласточкина, который, оценивая состояние самарских заводов, заявил журналистам: чтобы поволжские двигателестроители вышли на нормальный уровень, нужно «крайне много денег, квалифицированных инженеров, рабочих и 5—6 лет напряженного труда менеджмента». «А если разобраться по продукции, там нечего поднимать», — резюмировал Ласточкин. Этой же точки зрения придерживаются и многие аналитики. Так, Константин Романов из инвестиционной компании «Финам» считает, что наибольшие проблемы при создании двигателестроительного холдинга в Самаре у «Оборонпрома» возникнут с кадрами. «Кадровый потенциал здесь накапливался годами, но теперь он практически весь утерян», — говорил аналитик.

С этой точки зрения объединение самарских двигателестроителей в одну интегрированную структуру с ПМК, о котором уже заявили в «Оборонпроме», даст госхолдингу синергетический эффект. И те и другие фактически работают в одной нише и жестко конкурируют друг с другом за заказы, например по производству газоперекачивающих агрегатов (ГПА) для «Газпрома». Более того, именно лоббистские возможности представителей ПМК в свое время поставили крест на доводке самой перспективной разработки СНТК им. Кузнецова – авиационном двигателе НК-93. Вместо этого на федеральном уровне было принято решение о применении его аналога ПС-90 производства ПМК, а самарский НК-93 так и остался в опытной разработке. Объединение и поволжских, и пермских предприятий под крышей «Оборонпрома», вероятно, позволит развести эти две группы заводов по разным классам и типам выпускаемой продукции. Правда, тут возникает одно «но». ПМК – коммерчески успешная группа в своей отрасли. За 2006 год ею было реализовано продукции почти на 9 млрд рублей, чистая прибыль составила 130 млн рублей. Самарские же двигателестроители убыточны. Как одну телегу повезут осел и трепетная лань – пока совершенно непонятно.

Между тем объединение пермского и самарского двигателестроительных кустов открывает перед чиновниками из «Оборонпрома» дополнительные возможности по переговорам о вхождении в мегадвигателестроительный холдинг объединившихся НПО «Сатурн» и УМПО и бывшего смежника СНТК им. Кузнецова – серийного завода «Казанское моторостроительное производственное объединение» (КМПО, Республика Татарстан). Правда, гендиректор «Сатурна» Юрий Ласточкин выступает категорически против вхождения своего детища под крышу госхолдинга. Столь же упорен в своем намерении остаться самостоятельным и генеральный директор КМПО Дамир Каримуллин. Однако, купив ПМК, «Оборонпром» затянул переговорное кольцо с этими предприятиями еще на один оборот.

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

И. В. Гете

Средь малых действуя, мельчаешь. А среди больших и сам растешь.

 

Сделать стартовой