Торг уместен ( журнал "Эксперт Online", 4 апреля 2008 )
Торг уместен ( журнал "Эксперт Online", 4 апреля 2008 )
АвтоВАЗ планирует нарастить мощности по сборке путем приобретения уже действующей площадки, но не хочет переплачивать за нее. Тольяттинский автогигант сейчас рассматривает варианты покупки сразу двух автосборочных предприятий – «Иж-авто», которое входит в состав самарской группы СОК, и калининградского «Автотора».
Денис Квасов, автор «Эксперт Online», «Эксперт», «Эксперт Волга», «Эксперт Казахстан»
Информация о возможной покупке АвтоВАЗом завода «Иж-авто», входящего в самарскую группу СОК, появилась в начале текущего года. Основной бенефициар СОКа Юрий Качмазов тогда предложил руководству тольяттинского автогиганта купить завод в Удмуртии, по некоторой информации, оценив его в 500 млн долларов [1]. Однако ответа со стороны вазовского топ-менеджмента тогда не последовало. Сейчас интрига выходит на новый уровень – на прошлой неделе президент АвтоВАЗа Борис Алешин заявил, что автогигант рассматривает возможность приобретения калининградского завода «Автотор», причем, по его словам, возможной покупке «Иж-авто» это не помешает. Таким образом, речь может идти о приобретении АвтоВАЗом сразу двух автосборочных предприятий в России. Чуть ранее Калининград посетили делегация Renault и вице-президент АвтоВАЗа Максим Нагайцев.
Представители тольяттинского завода не комментируют подробности переговоров по приобретению «Автотора». По сути, даже официального предложения о его покупке сделано еще не было. Скорее всего, интрига с калининградским заводом преследует ту же цель, что и загадочное молчание в ответ на оферту СОКа, – АвтоВАЗу нужны козыри в переговорах с самарской группой, способные максимально удешевить сделку по «Иж-авто».
«Автотор» сегодня находится в не самом хорошем положении. Завод в российском анклаве ведет «отверточную» сборку нескольких моделей – BMW 3 и 5 серий, Chevrolet TrailBlazer, Chevrolet Tahoe, Hummer H2, Cadillac CTS, SRX, STS, Escalade, Chevrolet Aveo, Lacetti, Epica и Rezzo, а также моделей Kia. Отдельной строкой до недавнего времени стояло сотрудничество «Автотора» с китайским производителем Chery (в прошлом году на его мощностях было собрано около 40 тыс. автомобилей этой марки), предусматривалось строительство нового завода с выходом на сборку до 250 тыс. машин в год. Однако в конце прошлой недели руководство калининградского завода объявило решение прекратить выпуск Chery и вообще свернуть этот проект. Официально свою позицию «Автотор» объяснил так: укрепление рубля сделало сборку Chery нерентабельной. Однако, скорее всего, здесь есть и другие причины, возможно, более весомые.
Известно, что сотрудничество с китайскими автопроизводителями в правительстве России рассматривают с некой брезгливой миной – достаточно вспомнить многократные безуспешные попытки Great Wall открыть производство в нашей стране. К тому же развитию проекта Chery на «Автоторе» активно препятствовал АвтоВАЗ, продукции которого дешевые китайские автомобили составляют сильную конкуренцию. На том же поле, кстати, играла и группа СОК. Связанные с ней политические силы неоднократно пытались надавить на калининградское предприятие, обвиняя его в недобросовестной конкуренции («Автотор» пользуется льготами калининградской особой зоны). В результате этих более чем двухгодичных войн правительство сегодня всерьез рассматривает возможность законодательного ограничения количества собираемых по льготному режиму в Калининграде машин на уровне 10−25 тыс. в год. По мнению экспертов, это может привести к сворачиванию нескольких проектов по выпуску бюджетных моделей, и «закат» Chery может быть просто первой ласточкой в этом процессе. В дальнейшем возможно даже прекращение сборки Kia. Последнее, вероятно, и было целью СОКа, не желающего делить перспективного партнера с другими игроками на российском рынке (корейские модели Spectra, Rio и Sorento выпускаются на «Иж-авто»).
Однако сейчас атака СОКа на «Автотор» может обернуться против самой самарской группы. Проблемы калининградского предприятия могут вынудить его владельцев продать актив, и это, в свою очередь, может помешать планам самарской группы по реализации «Иж-авто» по выгодной цене. Ведь в переговорах по ижевскому заводу АвтоВАЗ теперь находится в выгодной позиции – у него есть выбор, которым наверняка воспользуются тольяттинские топ-менеджеры.
Неудивительно, что заместитель директора аналитического агентства «Автостат» (Тольятти) Сергей Удалов считает, что АвтоВАЗ нарочно выдерживает паузу в переговорах с СОКом. Ведь это время можно использовать для окончательного формирования модельной стратегии, а также выиграть большую «экономико-политическую игру», ведущуюся против группы СОК с момента прихода менеджеров из ФГУП «Рособоронэкспорт» к управлению ВАЗом.
Напомним, в 2006 году бывшие генеральный директор АвтоВАЗа Игорь Есиповский и председатель совета директоров Владимир Артяков (ныне – губернатор Самарской области) объявили настоящую войну ставленникам самарской группы, получившим ряд ключевых постов в структурах тольяттинского автогиганта, контролировавших сбыт продукции и поставки материалов и комплектующих на завод. По некоторым данным, после кадровой чистки свои кресла оставили до нескольких сотен менеджеров среднего и высшего звена, многие из которых считались «людьми СОКа». Следующим этапом выдавливания самарской группы из автомобильного бизнеса стало сворачивание автосборочных проектов. Летом 2006 года была законсервирована сызранская «Рос-Лада», имевшая ценность только в «сцепке» с АвтоВАЗом, чуть позже появились первые слухи о готовящейся продаже «Иж-авто». Стало очевидно, что самостоятельная игра в автосборочном бизнесе СОКу уже не по плечу. Дальше – больше. Придя к управлению АвтоВАЗом, менеджеры из «Рособоронэкспорта» не только поставили под свой контроль сбыт автомобилей, но и начали закручивать гайки в отношениях с поставщиками, многие из которых контролировались самарской группой. Первым результатом стала продажа крупнейшего поставщика пластиковых запчастей на ВАЗ – сызранского завода «Пластик» группе компаний «Криста». Сейчас часть предприятий, находившихся в управлении СОКа, перешли под контроль холдинга «Оборонпром», входящего в госкорпорацию «Ростехнологии», еще часть активов продана или готовится к продаже. «Складывается ощущение, что на СОК идет массированное давление, воспользоваться которым и хочет АвтоВАЗ», – считает заместитель директора самарского научно-исследовательского центра «Мир» Михаил Васильев.
По его мнению, ижевская площадка гораздо привлекательнее для тольяттинского автогиганта, чем «Автотор». Столица Удмуртии территориально ближе к Тольятти, там мощнее производственная база, есть опыт сборки вазовских автомобилей, а проектная мощность рассчитана на 350 тыс. автомобилей в год. Поэтому, считает Васильев, в данном случае калининградский завод может быть лишь дополнительным козырем, нужным только для того, чтобы сбить цену на «Иж-авто». По мнению Сергея Удалова из «Автостата», в этой ситуации СОК может пойти на некоторые уступки, хотя самарская группа и не стремится отдать «Иж-авто» именно АвтоВАЗу. По информации Удалова, самарцы активно ведут переговоры и с другими потенциальными покупателями, другой вопрос, что наиболее вероятный и заинтересованный из них – все-таки тольяттинский автозавод.
Тем не менее, несмотря на выжидательную позицию, АвтоВАЗ нуждается в дополнительных сборочных мощностях. Ему нужно куда-то выносить сборку «классики», производство которой новый акционер предприятия Renault хочет сохранить как минимум еще на три-пять лет. Да и заявленные планы по увеличению выпуска автомобилей Lada к 2014 году до 1,5 млн штук в год требуют не только дополнительных силовых агрегатов и трансмиссий (которые предоставит французский партнер), но и добавочных мощностей по сварке, сборке и окраске. Полный комплекс, причем с современным оборудованием, может предоставить «Иж-авто».
Таким образом, продажа ижевского завода АвтоВАЗу, скорее всего, произойдет. Вопрос лишь в том, на какую сумму может рассчитывать группа СОК. Торг начался еще в 2006 году с суммы 250−300 млн долларов. Зимой 2008−го она выросла до 500 млн долларов, а некоторые наблюдатели называли и вдвое большую сумму. Однако АвтоВАЗ явно не намерен раскошеливаться и будет пытаться снизить стоимость «Иж-авто» всеми доступными способами. Окончательная сумма сделки экспертами не называется – слишком много в ней будет «нерыночных» факторов. По нашему мнению, дисконт в зависимости от развития ситуации вокруг СОКа может составить от 15% до 50%.