Долетались ( журнал Эксперт online, 4 мая 2008 )
Долетались ( журнал Эксперт online, 4 мая 2008 )
В течение последних недель сразу несколько небольших авиакомпаний оказались банкротами. Высокие цены на нефть не позволили им закрепиться на своих нишах рынка.
Александр Кокшаров, спецкор журнала «Эксперт» в Лондоне
Рейс из лондонского аэропорта в Станстед в воскресенье 27 апреля в Нью-Йорк оказался для авиакомпании Eos, выполняющей трансконтинентальные полеты только бизнес-классом, последним. Воскресный рейс в противоположном направлении, из аэропорта Джона Кеннеди в Лондон, был отменен. Пассажирам будут возвращены деньги, заплаченные за билеты на все последующие даты. Eos объявила о банкротстве и с понедельника прекратила все полеты. По утверждению компании, причиной стала «нехватка средств для продолжения деятельности». Eos не удалось получить финансирование от инвесторов, которого хватило бы до 2009 года.
Eos начала полеты всего два года назад, выполняла рейсы между Нью-Йорком и Лондоном только бизнес-классом. При этом цены на рейсы Eos при сопоставимом сервисе были заметно ниже, чем у ведущих конкурентов – British Airways и Virgin Atlantic. Объявив о банкротстве, Eos повторила судьбу другой авиакомпании бизнес-класса, выполнявшей рейсы между двумя ведущими финансовыми центрами – Maxjet, которая перестала летать еще в декабре 2007 года.
Впрочем, авиационные банкротства коснулись не только авиакомпаний бизнес-класса. Так, за две недели до этого более сотни британцев в аэропорту Гонконга оказались предоставлены самим себе. Некоторые прибыли в аэропорт после отдыха или работы в Гонконге, собираясь вылететь в Лондон. Некоторые же только приземлились в аэропорту после 12−часового перелета из лондонского аэропорта Гатвик. Однако после того как они покинули самолет, пассажиры узнали, что вернуться обратно по своему билету они не смогут. Гонконгская авиакомпания Oasis, доставившая их в специальный административный район Китая, объявила о том, что прекращает полеты и начинает ликвидацию бизнеса.
Oasis начала первые полеты из Азии в Лондон еще в октябре 2006 года, предложив малобюджетную модель (опробованную в США компанией Southwest, а в Европе Ryanair и EasyJet) межконтинентальным пассажирам. Билет в одну сторону (исключая сборы аэропортов) на рейсах Oasis стоил всего 130 долларов. Даже в бизнес-классе пассажирам были предложены значительно более умеренные тарифы, чем у основных конкурентов – British Airways, Virgin Atlantic и Cathay Pacific. Затем Oasis начала полеты в канадский Ванкувер, после чего запланировала начало рейсов из Гонконга в другие города США и Канады. Однако далеко идущим планам авиакомпании так и не суждено было сбыться. На пресс-конференции в аэропорту Гонконга президент Oasis объявил о начале ликвидации компании, но отказался назвать причины. По утверждению газеты Hong Kong Economic Times, ликвидация была вызвана требованиями кредиторов на 128 млн долларов. За полтора года работы Oasis так и не смогла выйти в прибыль. Вместе с тем компания боялась повышать цены, полагая, что пассажиры просто не станут покупать билеты, отправившись вместо этого к конкурентам, где делается больший упор на сервис.
Растущие цены на нефть (цена барреля уже превысила 112 долларов в начале апреля) привели к банкротству целого ряда небольших компаний. Так, в течение нескольких последних месяцев в США обанкротились авиакомпания Aloha (которая летала с базы на Гавайских островах), Skybus и ATA. После банкротства Eos и Maxjet еще одна британская авиакомпания бизнес-класса, Silverjet, основанная в январе 2007 года и также не приносящая прибыль, объявила о начале переговоров о своей продаже германской Lufhansa. По мнению аналитиков, если компанию не удастся выгодно продать, то она не имеет будущего в нынешнем виде и также будет вынуждена закрыться.
На следующий день после банкротства Oasis аналогичный шаг была вынуждена совершить малобюджетная американская авиакомпания Frontier Airlines, выполнявшая рейсы в США и Латинской Америке со своей базы в Денвере (штат Колорадо). Хотя авиакомпания действовала с 1994 года, она так и не смогла эффективно конкурировать с соперниками, такими как Southwest, и осталась подвержена рискам высоких цен.
По мнению большинства аналитиков, цены на нефть в течение 2008 года останутся на уровне около 100 долларов за баррель, что означает растущие операционные расходы для авиакомпаний. По данным IATA, международной ассоциации авиатранспорта, цены на авиационное топливо за последний год выросли на 60%. Больше всего пострадают те, кто не пользовался хеджированием контрактов на поставки топлива и теперь вынужден покупать керосин по рыночным ценам. В основном это молодые компании. «В то же время авиакомпании не хотят сильно повышать тарифы на перевозки, потому что в условиях роста безработицы и растущих потребительских расходов пассажиры более внимательно смотрят на цены, чем еще несколько лет назад. В этих условиях все больше авиакомпаний будут вынуждены или прекратить существование, или же сократить число самолетов и маршрутов, оставшись лишь на тех направлениях, которые прибыльны и при нынешних ценах», — рассказала «Эксперту Online» Клер Морган, консультант T&L Aviation Consultancy. Только крупные авиакомпании имеют больше возможностей доступа к финансовым ресурсам, что позволяет им действовать даже в условиях более высоких цен на нефть.