«Лебедянский» расслабился с Pepsi ( газета "РБК daily", 7 июня 2008 )
«Лебедянский» расслабился с Pepsi ( газета "РБК daily", 7 июня 2008 )
Производитель соков впервые показал убыток
Олег Трутнев
Первый квартал 2008 года выдался неудачным для лидера российского рынка соков — компании «Лебедянский». Согласно отчетности по МСФО, компания получила чистый убыток в размере 5,4 млн долл. против чистой прибыли в 24,2 млн долл. за аналогичный период годом ранее. Кроме того, при росте выручки в первом квартале на 17%, до 245,3 млн долл., и общего объема продаж на 3%, до 270 млн л, «Лебедянский» сократил продажи своего основного продукта — соков — на 1%, до 230,2 млн л, и снизил показатель EBITDA на 62%, до 15,9 млн долл. По мнению экспертов, одним из факторов, оказавших негативное влияние на показатели работы «Лебедянского» в первом квартале, стала реструктуризация бизнеса в рамках сделки по продаже сокового бизнеса компании Pepsi.
ОАО «Лебедянский» — шестой по величине производитель соков в мире. Компания имеет три предприятия: завод «Лебедянский» (г. Лебедянь), «Прогресс» (Липецк) и «ТРОЯ-Ультра» (Санкт-Петербург). В портфель брендов входят марки «Я», «Тонус», «Фруктовый сад», «Привет», «Долька», Frustyle и т.д. В 2007 году продажи «Лебедянского» составили 944,8 млн долл., EBITDA — 156 млн долл., чистая прибыль — 79,3 млн долл. По собственным данным компании, в объемном выражении ее доля рынка в 2007 году достигла 30,8%.
В «Лебедянском» снижение показателей объясняют ростом коммерческих и административных расходов: если в первом квартале прошлого года они составляли 25,8% от выручки, то сейчас увеличились до 35,1%. Кроме того, увеличение цен на сырье привело к росту себестоимости на 23%, вследствие чего валовая рентабельность снизилась на 4,9%, до уровня 37,4%. Вчера квартальный отчет также опубликовала компания «Вимм-Билль-Данн», в нем говорится, что за первые три месяца «закупочная цена на яблочный концентрат выросла практически в два раза». В результате обе компании в первом квартале подняли среднюю отпускную цену на соки: ВБД — на 27,1%, «Лебедянский» — на 12%.
Снижение продаж соков «Лебедянского» аналитики и участники рынка связывают с процессами реструктуризации бизнеса компании после продажи Pepsi. «Не исключено, что перед продажей компания активно нагружала дистрибьюторов своей продукцией. А после этого, как правило, наступает естественный спад в продажах», — пояснил РБК daily гендиректор «Нидан Соки» Андрей Яновский. «В результате реструктуризации у «Лебедянского» могли нарушиться прежние цепочки сбыта в регионах», — добавляет аналитик «АнтантаПиоглобал» Андрей Верхоланцев.
Между тем, по расчетам Александра Шелестовича из Собинбанка, в сегменте напитков ВБД также не показал роста продаж в натуральном выражении (компания опубликовала данные только в денежном выражении). «Исходя из показателей средней отпускной цены за литр и выручки этого сегмента, в первом квартале 2007-го и первом квартале 2008 года компания продала примерно одинаковый объем продукции — порядка 115 млн л, — говорит аналитик. — Из этого можно сделать вывод, что на показатели продаж обоих производителей влияли одни и те же факторы». Руководитель по связям с общественностью «Лебедянского» Александр Костиков объяснил снижение продаж соков компании «ужесточением конкуренции и некоторыми маркетинговыми просчетами». «Сейчас ситуация исправляется: в мае мы продали рекордное количество продукции — более 110 млн л без учета продаж воды», — уверяет он.
ВБД увеличил прибыль
Производитель соков, молока и детского питания ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты питания» в первом квартале 2008 года продемонстрировало рост по всем ключевым показателям. Согласно отчетности по US GAAP, чистая прибыль выросла на 30,6%, составив 41,9 млн долл., выручка увеличилась на 34,8%, до 731,9 млн долл., показатель EBITDA — на 29%, до 90,7 млн долл. Операционная прибыль повысилась на 23,2% и составила 63,4 млн долл., валовая прибыль увеличилась на 26,2% (219,5 млн долл.). В сегменте «Молоко» выручка увеличилась на 34,1%, до 555,4 млн долл., в сегменте «Напитки» — на 25,8%, до 116,8 млн долл., в сегменте «Детское питание» — на 67,1%, до 59,7 млн долл.