Строго, но справедливо ( журнал Эксперт online, 27 июня 2008 )
Строго, но справедливо ( журнал Эксперт online, 27 июня 2008 )
Механизм финасирования проектов из Инвестфонда в скором будущем заработает в полную силу. Проекты будут отбираться со всей строгостью, что поможет избежать злоупотреблений, считают юристы.
Екатерина Шохина, обозреватель «Эксперт Online»
Инвестфонд был создан в 2006 году с бюджетом 69,7 млрд рублей. За два года он расширился почти в семь раз, однако расходуется он крайне неторопливо. Создается впечатление, что под видом помощи бизнесу в осуществлении проектов государственной значимости у нас имеется еще одна кубышка с нефтяными деньгами. Однако эксперты утверждают, что тут имеют место лишь технические помехи, которые в скором будущем устранят и в России заработают «стройки века». О том, каким образом это произойдет, какие проекты в первую очередь получат деньги и как чиновники исключат нецелевое использование этих средств, «Эксперту Online» рассказали юристы-аналитики аналитического департамента юридической фирмы «Вегас-Лекс» Евгения Зусман и Сергей Георгиевский.
– Почему до сих пор деньги Инвестфонда не инвестированы в проекты? Сдвинется ли что-то с места после вступления в силу нового постановления об Инвестфонде?
– По данным Министерства регионального развития РФ, в 2007 году из 265 млрд рублей, имевшихся в распоряжении Инвестфонда, было израсходовано 28,3 млрд. Из них 25 млрд рублей было направлено на формирование уставных капиталов Российской венчурной компании и Фонда информационно-коммуникационных технологий, 3 млрд – на оплату информационных услуг и консультантов и 1,8 млрд – на финансирование двух инвестиционных проектов. Между тем действительно назрела необходимость принятия активных мер по повышению эффективности использования средств Инвестфонда. В этих целях, в частности, 23 июня 2008 года были приняты поправки к постановлению №134 об Инвестфонде. Также в скором времени будет принята методика рейтингования проектов, предусмотренная постановлением правительства РФ от 1 марта 2008 года № 134. Что в совокупности сдвинет с места ситуацию с финансированием проектов.
– Минимальный размер проекта уменьшен в 10 раз – с 5 млрд до 500 млн рублей. Как вы это оцениваете? Существуют ли риски того, что деньги будут распылены в незначительные проекты, которые пролоббируют региональные чиновники? Был ли смысл снижать эту планку?
– На наш взгляд, изменения носят позитивный характер. В поправках к постановлению сделан акцент на реализацию региональных инвестиционных проектов в интересах достижения целей Стратегии социально-экономического развития РФ. В ней, в частности, говорится о ликвидации «узких мест» и непропорциональности в развитии регионов, а также о повышении их экономической автономии. При этом объем средств снижен только для региональных проектов – поправки не исключают возможность финансирования глобальных проектов с бюджетом 5 млрд рублей. Это будет способствовать тому, что общее число инвестиционных проектов возрастет. Интерес инвесторов существенно повысится и за счет того, что теперь для получения средств Инвестфонда ему не надо реализовывать мегапроекты с бюджетом 5 млрд рублей, а достаточно заявить проект с бюджетом 500 млн рублей. Таким образом, поправки представляют собой новую опцию для инвестора.
Не стоит опасаться распыления средств, поскольку, во-первых, поправками предусмотрено введение четкой методики рейтингования региональных проектов, критерии которой позволят отбирать наиболее яркие с точки зрения соцэкономразвития страны проекты. Во-вторых, поправки предусматривают введение категории межрегиональных проектов. То есть обозначен курс на комплексное освоение территорий и развитие инфраструктуры, укрепляющей экономические связи между этими территориями.
– Известно ли, каковы должны быть финансовые показатели проектов?
– Все инвестиционные проекты должны отвечать требованиям экономической, финансовой и бюджетной эффективности. Для оценки финансовых и иных показателей проектов постановлением № 134 предусмотрены качественные и количественные критерии. Сами критерии пока не утверждены, однако проект методики рейтингования должен быть утвержден в скором времени. Кроме того, правительство РФ собирается утвердить отдельную методику оценки эффективности региональных проектов.
Согласно проекту методики рейтингования проектов, члены правительственной комиссии будут выставлять проектам оценки, ориентируясь на шесть качественных и пять количественных критериев. Сначала каждый проект оценивается в Минрегионе России по качественным критериям, каждый из которых обладает собственным удельным весом. Внутри одного критерия конкретному проекту присваивается балл от 1 до 3.
Наибольшим удельным весом обладает критерий «актуальность задач, решаемых в рамках реализации проекта, для РФ». Второй по значимости качественный критерий – «соответствие заявленных целей проекта приоритетам социально-экономического развития РФ». Третий критерий – «предпочтительность проекта из числа альтернативных путей достижения поставленной цели». Четвертый – «качество и проработанность проекта». Пятый критерий – «сбалансированность частных и государственных интересов участников проектов». Шестой – «оптимальность разделения рисков между участниками проекта».
Следующий этап анализа – расчет средневзвешенных оценок рейтингов проекта с использованием количественных критериев оценки. К таковым критериям относятся:
– отношение сметной стоимости проекта к запрашиваемой из Инвестфонда сумме для реализации данного проекта;
– значение показателя бюджетной эффективности, рассчитанное в порядке, установленном правительством РФ;
– значение интегрального индикатора экономической эффективности, рассчитанное в порядке, установленном правительством РФ;
– срок реализации инвестиционного проекта, указанный в проекте паспорта инвестиционного проекта;
– дисконтированный срок окупаемости проекта, рассчитанный в порядке, установленном правительством РФ.
По каждому из названных критериев проект оценивается членами комиссии путем присвоения баллов в интервале от 1 до 3.
По завершении этого этапа проекту присваиваются итоговый количественный и итоговый качественный рейтинги, на основании которых рассчитывается итоговый рейтинг проекта в целом. При сравнении нескольких итоговых рейтингов различных проектов каждому из них присваивается соответствующий ранг.