Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Пошли по цепочке ( журнал Эксперт online, 7 июля 2008 )

Пошли по цепочке ( журнал Эксперт online, 7 июля 2008 )

На прошедшем в минувшие выходные втором межрегиональном экономическом форуме «Самарская инициатива: кластерная политика — основа инновационного развития национальной экономики» самая горячая и проблемная дискуссия развернулась вокруг формирования в регионе автомобильного кластера на базе АвтоВАЗа.

Денис Квасов, автор «Эксперт Online», «Эксперт Казахстан»

Начало мероприятия не сулило ничего особо интересного — пленарное заседание длиною два с лишним часа состояло из приветственных речей и здравиц во славу региональной экономической инициативы. Губернатор Самарской области Владимир Артяков и министр экономического развития, инвестиций и торговли региона Габибулла Хасаев несколько раз подчеркнули первенство региона в освоении кластерной политики. Затем в торжественной обстановке было подписано соглашение между правительством области и Внешэкономбанком о создании корпорации развития региона, которая будет призвана инвестировать в капитальное строительство и инфраструктурные проекты.

Однако уже после обеда «паркет» сменился жестким диалогом, в ходе которого вместо общих слов зазвучали вполне конкретные и весьма жесткие заявления. Особенно ярким примером стал круглый стол, посвященный автомобильной тематике. После краткой вступительной части и подписания нескольких соглашений с европейскими автокластерами о сотрудничестве и обмене опытом слово досталось президенту АвтоВАЗа Борису Алешину, который впервые за день обнародовал реальные проблемы и назвал свое видение их решения. «Что касается кластеров, то этот инструмент не нов, что-то подобное работало еще в Советском Союзе, просто сегодня мы должны придать этому термину новый смысл и перевести работу на современные рыночные рельсы», — заявил Алешин.

Сформировавшийся в Самарской области пул поставщиков АвтоВАЗа, по мнению президента завода, можно уже сейчас считать кластером, но необходимо внести жесткие коррективы в систему работы предприятия с партнерами по выпуску автокомпонентов. «Мы категорически не приемлем позицию, когда нам пытаются выкручивать руки и завышать цены», — подчеркнул Алешин. По его словам, поставщики АвтоВАЗа должны не только разделить с головным предприятием риски по разработке новой продукции — узлов и агрегатов, но и начать серьезно заниматься снижением издержек и корректировкой цен на свой продукт. «Например, в этом году мы увеличиваем выпуск автомобилей и автокомплектов на 70 тыс. штук, это означает, что наши поставщики получают больший объем заказа, сокращают затраты на единицу продукции, и, следовательно, цены должны снизиться, однако этого не происходит», — посетовал президент АвтоВАЗа.

Борис Алешин остановился и на теме промышленно-технологического парка, который должен быть сформирован в Тольятти для того, чтобы собрать на одной площадке ключевых партнеров автозавода. По словам президента автогиганта, в этот пул войдут не «900 предприятий, с которыми мы работаем сейчас, а 30–40 системных интеграторов, с которыми мы оставим прямые договоры». Все остальные поставщики перейдут на второй и третий уровни, работать с ними будут партнеры первого уровня, которые выступят разработчиками и сборщиками готовых узлов и агрегатов будущего модельного ряда АвтоВАЗа. Сам же завод обязуется предоставить свои поставщикам четкий бизнес-план, который будет жестко регламентировать производственные планы автозавода. Исходя из него все поставщики поймут объемы и номенклатуру заказа.

По словам Бориса Алешина, в ближайшие годы АвтоВАЗ должен перестроить все свои бизнес-процессы так, чтобы остаться автосборочным предприятием — финишным производителем. При этом весь автокомпонентный бизнес будет выведен за рамки завода. Президент АвтоВАЗа напомнил о создании автокомпонентного холдинга в рамках государственной корпорации «Ростехнологии», о чем говорил ее глава и председатель совета директоров АвтоВАЗа Сергей Чемезов буквально за неделю до форума — на годовом собрании акционеров автозавода. Борис Алешин подтвердил, что вспомогательные производства и непрофильные активы автогиганта перейдут в новый холдинг, однако подробности не сообщил, отметив лишь, что к 2011 году «работать по новому модельному ряду со старыми поставщиками, которые не займутся всерьез реформированием своего бизнеса, АвтоВАЗ не будет». Очевидно, объявленную дату можно ориентировочно считать предполагаемым стартом деятельности будущего автокомпонентного холдинга.

Отдельного внимания со стороны Бориса Алешина удостоились металлурги. По его словам, весь автомобильный мир сейчас ожидает решения проблемы с металлопрокатом, но пока не видит вариантов, кроме как повышать отпускные цены на свою продукцию. На прошлой неделе с предупреждением о скором удорожании автомобилей выступила Ассоциация немецких автопроизводителей. По словам Алешина, те же проблемы испытывает и российский автопром. «С начала 2008 года мы получили 50−процентное повышение цен на металлопрокат, — подчеркнул он. — Повысив отпускные цены на 4,5% за тот же период, мы и на треть не закрыли финансовую дыру, которую получили из-за действий металлургов». В качестве предложения по урегулированию отношений с металлургами Борис Алешин назвал создание специальной комиссии при ФАС России, которая занялась бы анализом себестоимости и оценкой оправданности действий поставщиков металлопроката. Президент АвтоВАЗа напомнил, что аналогичная ситуация сложилась на рынке в 2003 году, тогда цены на металл выросли также на 50–60%. После этого специальная комиссия мониторила ситуацию и сдерживала аппетиты металлургов, однако в 2007 году срок работы комиссии закончился, и сразу после этого последовал скачок цен.

Другими рычагами воздействия на ситуацию Борис Алешин назвал снижение импортных пошлин на высококачественный прокат, повышение экспортных пошлин на продукцию металлургов низкого передела и заключение длинных контрактов. Дело в том, что сейчас отношения АвтоВАЗа с металлургами регулируются ежемесячными допсоглашениями к годовым контрактам, что вносит дополнительную нестабильность.

В свою очередь, выступая от лица производителей автокомпонентов, исполнительный директор Национальной ассоциации производителей автомобильных комплектующих (НАПАК) Михаил Блохин подчеркнул, что автокомпонентный бизнес в России не выдержит испытаний сегодняшнего дня без поддержки власти. «Никто не отдаст и не продаст нам ноу-хау, все иностранные производители автокомпонентов идут в Россию только под твердый заказ со стороны своих партнеров на глобальном рынке, сотрудничество с отечественными игроками их не интересует», — посетовал Блохин. Для того чтобы российские производители автокомпонентов могли развивать свой бизнес и конкурировать с глобальными игроками, по его мнению, нужно совершенствование нормативных документов и поддержка, в том числе и финансовая, в освоении передовых технологий и методов управления бизнесом со стороны государства. Также он одобрил идею создания технопарков и особых экономических зон для представителей автокомпонентного бизнеса.

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Джон Харви-Джонс

Бизнес — это часто что-то вроде убийства люби детей, чтобы твои другие дети добились успеха.

 

Сделать стартовой