Дизельная интеграция ( журнал Эксперт online, 3 сентября 2008 )
Дизельная интеграция ( журнал Эксперт online, 3 сентября 2008 )
Группа ГАЗ продолжает развивать сотрудничество сразу с несколькими ведущими компаниями мирового автопрома. Сегодня стало известно, что ГАЗ и General Motors Corp. договорились о совместном владении итальянской VM Motori, европейским независимым производителем дизельных двигателей.
Денис Квасов, автор «Эксперт Online», «Эксперт Казахстан»
Пресс-служба ГАЗа сообщает, что предприятие подписало соглашение с компанией Penske Corporation о приобретении 50% акций компании VM Motori S.p.A. По словам председателя правления группы ГАЗ Сергея Занозина, «достигнутое соглашение открывает для предприятия доступ к технологиям по разработке и производству дизельных двигателей мирового уровня». «Это также перспективные инвестиции в связи с активным ростом спроса на дизельные двигатели на российском автомобильном рынке и положительной динамикой развития бизнеса VM Motori на мировом рынке», – заявил топ-менеджер.
Второй партнер ГАЗа по новому проекту – GM приобрела 50% акций VM Motori у компании Penske Corporation в прошлом году. Ранее производители сотрудничали в рамках проектов по поставкам двигателей для автомобилей Opel, совместной разработке нового 2,9−литрового дизельного двигателя (V-6), которым будет оснащаться Cadillac CTS в Европе с 2009 года, а также по недавнему соглашению о производстве дизельных двигателей в Таиланде и Бразилии.
Согласно статистике VDA, более половины (53%) новых легковых автомобилей, регистрирующихся в европейских странах, имеют дизельный двигатель. Причем только за последний год эта доля увеличилась на 2%. К наиболее продвинутым в этом направлении странам относятся Испания, Франция, Норвегия и Бельгия, где дизельными двигателями оснащены более 70% продаваемых автомобилей. Значительно меньшую любовь к дизелям испытывают автолюбители Швейцарии и Швеции, но и здесь на долю дизельных машин приходится около трети рынка. По данным аналитического агентства «Автостат» (Тольятти), в России доля легковых автомобилей, оснащенных дизелем, составляет всего лишь 5% рынка, что в десять раз меньше, чем в среднем по Европе. Слабую популярность дизеля у российских автолюбителей аналитики объясняют тем, что на российских автозаправках долгое время отсутствовало качественное дизтопливо. При этом отечественные автопроизводители вообще практически не выпускали легковые машины с дизельными двигателями. Сейчас качественное дизельное топливо появилось, но доступно оно в основном только в крупных городах, причем по цене зачастую выше цены качественного бензина.
По мнению экспертов, подписанный документ позволит группе ГАЗ организовать в России производство легких дизельных двигателей для оснащения собственных легких коммерческих автомобилей «ГАЗель» и Maxus. Впрочем, если смотреть на перспективу, проект может оказаться полезным и для других автопроизводителей России, а значит, его потенциальная прибыльность и рентабельность довольно высоки. В настоящее время соглашение о приобретении направлено на одобрение Европейской комиссии.
Также на днях появилась информация о возможном расширении сотрудничества между группой ГАЗ, канадской Magna International (крупный пакет акций компании находится в руках главы «Базового элемента» Олега Дерипаски) и концерном Chrysler. Речь идет о возможном запуске сборки на мощностях ГАЗа автомобиля Dodge Caliber. Пока проект находится в пилотном состоянии – это будет крупноузловая сборка из автокомплектов, поставляемых из США. До конца 2008 года планируется собрать около 400 автомобилей Dodge Caliber. Как отмечают аналитики «Автостата», Dodge Caliber – самый популярный автомобиль концерна Chrysler в России: за семь месяцев нынешнего года было продано 2 166 этих кроссоверов, рост продаж составил 125%. (Надо заметить, что внешность у этой машины весьма специфическая, а внутри как-то неуютно.) Сам бренд Dodge также лидирует по популярности среди брендов Chrysler в России, на него приходится 49,6% продаж. Однако по итогам семи месяцев 2008 года марка занимает лишь 32−е место по объему сбыта (2 806 машин). В Chrysler уже заявляли, что надеются поправить ситуацию за счет местной сборки.
По мнению экспертов, начало производства Dodge Caliber на ГАЗе может свидетельствовать о расширении сотрудничества с Chrysler, у которой группа ГАЗ в 2006 году приобрела производственные активы завода Sterling Heights Automotive Plant, а также лицензию на производство автомобилей на платформе Chrysler. Таким образом, именно Chrysler может стать стратегическим партнером группы ГАЗ. Однако в российской компании подчеркивают, что проект по выпуску Dodge Caliber является «тактическим» и не означает того, что группа определилась со стратегическим партнером. Как известно, другим претендентом на партнерство с ГАЗом является GM, чье главное преимущество – наличие бюджетной корейской линейки Chevrolet. Поэтому для ГАЗа, который хочет наладить производство современного автомобиля под брендом Volga на иностранной платформе в объеме до 300 тыс. машин в год, партнерство с General Motors аналитики считают более предпочтительным.
Так или иначе, очевидно, что руководство группы ГАЗ продолжает делать ставку на партнерство с ведущими автомобильными компаниями мира. Уже сейчас в их число можно смело отнести Magna и Chrysler. Если следующим будет концерн GM, ГАЗ станет наиболее активным российским игроком в плане кооперации с зарубежными партнерами. Отметим, что Sollers (бывшая группа «Северсталь-авто»), которая также имеет ряд зарубежных партнеров (SsangYong, Isuzu, Fiat), в отличие от ГАЗа ограничивается лицензионной сборкой иностранных моделей в рамках СП. Нижегородская же группа активно входит в капитал мировых компаний и пытается перенести передовые технологии на российский рынок и внедрять их на собственном производстве.