«Аллигатор» на взлете ( журнал Эксперт Online, 30 октября 2008 )
«Аллигатор» на взлете ( журнал Эксперт Online, 30 октября 2008 )
В ближайшие четыре года на авиазаводе «Прогресс» имени Н.И. Сазыкина в Арсеньеве (Приморский край) должно быть выпущено не менее 30 разведывательно-ударных вертолетов Ка-52. По словам генерального директора предприятия Юрия Денисенко, все эти машины будут выпущены по заказу Минобороны РФ и поступят в Вооруженные силы России.
Василий Авченко, автор «Эксперт Online»
Торжественная церемония, посвященная началу серийного производства в России нового боевого разведывательно-ударного двухместного вертолета Ка-52 («Аллигатор»), состоялась в Арсеньеве в минувшую среду. Этого дня в городе ждали много лет. Еще в 1990−е годы на «Прогрессе» было заморожено производство одноместного прародителя «Аллигатора» – вертолета Ка-50 («Черная акула»), только что принятого на вооружение Российской армии. Был период, когда вместо зарплаты работникам предприятия выдавали хлеб, а сам завод едва не перешел под контроль иностранцев. В результате армия ни «Черных акул», ни «Аллигаторов» так и не дождалась, что негативным образом отразилось на ведении федеральными силами боевых действий в Чечне в период проведения контртеррористической операции. Более того, небезызвестный полковник Владимир Квачков, автор нескольких работ по вопросам применения сил специального назначения, заявил, анализируя недавние события в Южной Осетии, о «целенаправленном организационном и техническом разгроме армейской авиации, без которой невозможны современные боевые действия». По его словам, в результате этого «разгрома» в российской авиации так и не был сформирован «хотя бы один вертолетный полк Ка-50 (Ка-52), способных действовать и поражать цели ночью. Знаменитая „Черная акула” так и не стала боевым средством Российской армии, ее уже не могут показать даже на парадах».
Только два года назад вновь появился госзаказ на выпуск «Прогрессом» нескольких «Черных акул», после чего возобновились разговоры и о начале производства «Аллигатора» – долгожданного двухместного потомка «Акулы». Сегодня новые надежды «Прогресса» связаны с холдингом «Вертолеты России» («дочка» ОПК «Оборонпром»), в который недавно был включен арсеньевский авиазавод, а также с развитием на предприятии гражданского авиастроения, о чем заявил в прошлом году вице-премьер Сергей Иванов в ходе посещения «Прогресса» («Жить исключительно за счет гособоронзаказа бесперспективно… Так не бывает и быть не должно!»). В частности, одним из таких гражданских проектов должен стать выпуск легких спортивных самолетов Як-54. Кроме того, губернатор Приморья Сергей Дарькин некоторое время назад объявил о том, что идут переговоры с некоей японской компанией о размещении на «Прогрессе» линии автосборки.
И все-таки без производства боевых вертолетов «Прогресс» не был бы «Прогрессом». Поэтому возобновление госзаказа стало настоящим событием для Арсеньева. «Заказ на производство Ка-52 поступил только в конце прошлого года. Много времени ушло на подготовку, на работу со смежниками, – рассказал директор „Прогресса” Юрий Денисенко. – Но все трудности позади. Сейчас мы с гордостью заявляем, что вертолет пошел в серию, он будет поступать на вооружение Российской армии».
А ведь совсем недавно судьба «Аллигатора» была под вопросом. За право стать главной винтокрылой машиной российских ВВС, которая придет на смену надежному, но изрядно устаревшему «Летающему танку» (Ми-24), соперничали две более новые разработки – Ми-28Н и Ка-52. Одно время считалось, что победу в этом соревновании одержал «Ночной охотник» – так прозвали Ми-28Н, который тоже вот-вот будет запущен в серийное производство на Ростовском вертолетном заводе. Однако в новой концепции развития российского вертолетостроения, которая связана с созданием холдинга «Вертолеты России», нашлось место и камовской, и милевской машинам.
При этом основным ударным вертолетом армейской авиации, по всей вероятности, станет все же Ми-28Н. По данным «Российской газеты», уже с 2009 года «Роствертол» приступит к массовому выпуску «Ночных охотников» в рамках гособоронзаказа. Минобороны РФ планирует закупить 300 таких машин, первая партия составит 50 вертолетов, что существенно больше, чем заявленные сегодня объемы выпуска «Аллигаторов» на арсеньевском «Прогрессе». Однако генеральный конструктор ОКБ Камова, Герой России Сергей Михеев уверен, что и Ми-28Н, и Ка-52 найдут свое место в строю: «Обе машины будут работать вместе. Ка-52 – разведывательно-ударный вертолет, и в качестве разведчика он занимается вскрытием целей, работой в информационном поле. Он может получать информацию от соседних вертолетов или из космоса, передавать ее другим. Поэтому обе машины обречены, в хорошем смысле слова, работать в составе нашей армейской авиации вместе. И ту и другую машину делают профессионалы». По словам Михеева, «отца» обеих камовских машин, вертолет с соосным расположением винтов обладает рядом преимуществ по маневренности и тяговооруженности перед вертолетами классической схемы: «Машина превосходно чувствует себя в горах, что подтверждено боевыми испытаниями, которые мы провели в сложных условиях Чечни. Мы планируем использовать Ка-52 совместно с вертолетами Ка-50. Тем не менее «Аллигатор» и сам способен уничтожать любые цели, так как оснащен всем комплексом вооружения, который установлен на предыдущей модели… Эта машина – специальная, она и останется специальной».
Его слова подтвердил и генерал-полковник Николай Костечко, тоже Герой России, а также заместитель начальника управления Генерального штаба Вооруженных сил РФ. «Мы всегда высказывались за то, чтобы Ка-50 пошел в войска. Ту же позицию мы занимаем и в отношении нового вертолета Ка-52. Машина нужна нам как для выполнения специальных задач, так и для проведения войсковых операций. Вертолет потрясающе хорошо летает в горах. Это дает нашим горным подразделениям неоспоримые преимущества в бою, о чем убедительно заявил Ка-50 еще во время его боевых испытаний в Чечне. Новая машина обладает теми же маневренными характеристиками», – подчеркнул военный.
Как сообщил сегодня на пресс-конференции во Владивостоке Сергей Михеев, в Арсеньеве продолжится производство и вертолетов Ка-50, причем не только по заказу Минобороны, но и с прицелом на экспорт (впрочем, называть потенциальных зарубежных покупателей камовских «вертушек» Сергей Викторович пока не стал). Поэтому объемы выпуска винтокрылых машин в Арсеньеве в перспективе могут значительно вырасти. Михеев напомнил, что в годы афганской войны тот же «Прогресс» выпускал до 250 вертолетов Ми-24 в год. «Это было наивысшее достижение завода. Но тогда мы имели отлаженное производство, длившееся уже не один десяток лет. Вообще в технологии самолетостроения процесс всегда идет по нарастающей. Поэтому сегодня цифра 30 вертолетов в год – она в известной степени сбалансированна», – отметил Герой России. Юрий Денисенко был более осторожен в прогнозах: 30 вертолетов за четыре года в соответствии с имеющимся заказом. Но пообещал, что «сколько надо будет вертолетов – столько и выпустим».