Виртуальный заход ( журнал Эксперт Online, 30 октября 2008 )
Виртуальный заход ( журнал Эксперт Online, 30 октября 2008 )
Крупнейший в мире по выручке оператор сотовой связи Vodafone пришел на российский рынок – он подписал партнерское соглашение с МТС. Сам он предоставлять услуг не будет, однако Россию как точку присутствия уже обозначить сможет.
Елена Рыцарева, главный редактор «Эксперт Online».
Соглашение не подразумевает ни покупку-продажу акций, ни обмен активами. Но пунктов сотрудничества в нем много.
Речь президента МТС Михаила Шамолина на церемонии подписания соглашения изобиловала упоминанием выгод от сотрудничества для российского оператора. Например, благодаря договору МТС получат возможность участвовать в глобальных программах закупок сетевого и абонентского оборудования Vodafone, что обеспечит МТС получение невиданных доселе дисконтов при закупках оборудования для своей сети. Да и розничные цены телефонов она может предложить ниже, чем у других игроков рынка.
Михаил Шамолин также заявил, что «партнерство с Vodafone позволит МТС запускать на рынках присутствия уже доказавшие свою эффективность инновационные продукты для массового и бизнес-рынка, используя лучшие практики и содействие подразделений компании Vodafone». Надо сказать, что компания МТС уже не раз пыталась привить на российской почве зарубежный опыт. Сначала она внедряла японский сервис i-mode, потом устройства blackberry [1]. Оба проекта провалились. Тогда она пошла по другому пути – покупать западных маркетологов. Вице-президентом МТС по маркетингу стала Синтия Гордон, занимавшая такой же пост в Orange, должность директора департамента маркетинга корпоративного центра МТС занял Михаил Герчук, который ранее несколько лет работал в Vodafone, а заместителем директора бизнес-единицы «МТС Россия» по маркетингу был назначен Грэм Миллар – бывший директор подразделения по розничному бизнесу Vodafone Netherlands. Тут эффект был поболе. По крайней мере, в маркетинге появилась какая-то упорядоченность, неоднозначный новый бренд в виде яйца [2]стали прилично обыгрывать, да и рыночная доля не упала. Думается, что на этом можно остановиться. Ведь копировать какие-то маркетинговые придумки у западных операторов можно без всяких стратегических соглашений. Так что этот пункт не имеет смысла. Как и пункт по повышению глобальной узнаваемости бренда МТС на внешних рынках. Теперь он будет стоять рядом с рекламой Vodafone в аэропортах и на стадионах. Вопрос, зачем это компании в тех странах, где у нее нет абонентов, не имеет ответа.
Думается, что выгод для Vodafone, которые официально даже не называются, в этом партнерстве больше. Во-первых, он может закрасить на карте присутствия огромную территорию. Пусть не залить полностью, а какими-нибудь штришками, но Россия, Украина, Узбекистан, Туркменистан и Армения попадут в зону Vodafone. В обычных условиях это привело бы к росту рыночной капитализации компании, но сейчас в кризисной ситуации об этом говорить трудно. Впрочем, дополнительные деньги с абонентов МТС Vodafone состричь может. Ведь в 27 странах, где присутствует Vodafone, 90 млн абонентов МТС в роуминге теперь будут попадать именно в его сети. По крайней мере, такой принудительный выбор компании планируют скоро ввести. Клиентам МТС предлагают льготные цены, но сейчас тарифы на роуминг настолько высоки, что оператору придется лишь немного поделиться сверхприбылью. Кроме того, для внедрения услуг третьего поколения и других дополнительных сервисов МТС планирует привлекать консультантов от Vodafone, причем с немалой оплатой их труда. Да и доходы от эксклюзивных услуг Vodafone, которые скоро появятся у МТС, операторы будут делить, пропорции компании пока не называют.
Возникает законный вопрос: не пристрелка ли это Vodafone к российскому оператору перед покупкой? Но стороны отвергают возможную сделку.
И все-таки это пристрелка. Дело в том, что в недрах Минкомсвязи России готовится приказ о разрешении виртуальных сотовых операторов, по некоторым данным, он будет принят в декабре. На Западе уже давно есть такие компании – они не имеют своей сетевой емкости, арендуют ее и при этом выдумывают эксклюзивные нишевые продукты, которые затем продают абонентам. В России стать виртуальным оператором страстно желала компания «Евросеть» – крупнейший продавец розничных телефонов. Она даже создала опытную зону в Самаре [3]на емкостях местного оператора СМАРТС. Но после того, как 49,9% «Евросети» приобрел сотовый оператор «Вымпелком», идея приказала долго жить. По словам близкого к министерству источника «Эксперта Online», теперь первым виртуальным оператором России станет Vodafone. А МТС предоставят ему емкости. И сотрудничество будет действительно взаимовыгодным, ведь вместе со своим брендом Vodafone приведет и мультинациональные компании, имеющие с ним глобальный контракт. Собственно, намек на это есть и в нынешнем договоре. «Vodafone обслуживает более 200 крупных глобальных компаний, филиалы или отделения которых на рынках присутствия МТС потенциально могут стать клиентами МТС на рынках присутствия МТС», – говорит Шамолин. Корпоративные клиенты – самый лакомый кусок для сотового оператора. Раньше лидером на этом рынке были МТС, но «Мегафон» и «Вымпелком» последовательно уменьшали их долю. «Вымпелком» особенно продвинулся в последнее время после покупки [4] оператора проводной связи «Голден телеком», который изначально специализировался на корпоративном сегменте. Теперь им станет нелегко. Ведь не только западные заказчики перейдут под крыло Vodafone. Многие российские компании и банки падки на западные бренды. Их тоже может заманить новый виртуальный оператор.
Кризис еще не затронул операторов связи. Но, судя по сегодняшнему соглашению, МТС подготовились лучше, чем их конкуренты. Пока «Вымпелком», прикупивший пакет акций «Евросети», и «Мегафон», заключивший подобное соглашение со «Диксисом», будут переключать в точках продаж прыгающих от оператора к оператору маргиналов, МТС, вооружившись известным брендом, пройдется по самому верхнему слою. Неясно только одно: какой процент жира от этих сливок достанется МТС, а какой уплывет в Туманный Альбион – родину Vodafone.