Toyota вышла в мировые лидеры ( газета РБК daily, 22 января 2009 )
Toyota вышла в мировые лидеры ( газета РБК daily, 22 января 2009 )
Кризис отодвинул GM на второе место
Роман Кириллов
Глобальный спад продаж автомобилей завершил 77-летнее лидерство американской General Motors (GM), отдав первенство по количеству выпущенных единиц продукции японской Toyota Motor. Оба автопроизводителя отчитались о годовых результатах: GM изготовила 8,35 млн, а Toyota — 8,92 млн машин. Год назад разрыв между ними составил всего лишь 3,1 тыс. автомобилей, и даже если бы финансовый кризис не подкосил автомобильные рынки, Toyota, по прогнозам многих экспертов, все равно бы вырвалась вперед.
По итогам 2008 года спад продаж зафиксировали обе конкурирующие компании: GM реализовала на 11% машин меньше, а у Toyota этот показатель сократился на 4%. Спрос снижается повсеместно, хотя на экономичные малолитражные автомобили с хорошей топливной эффективностью он падает с меньшей скоростью, о чем свидетельствуют данные Toyota. До 2008 года только в США автопроизводители продавали ежегодно в среднем 16 млн новых автомобилей, в прошлом же году этот показатель упал до 13,2 млн единиц. По прогнозам главного аналитика по продажам GM Майка Ди Джованни, в 2009 году американские продажи снизятся до 10 млн авто.
Аналитики отмечают, что у GM сейчас действительно много проблем: компания пытается урезать расходы, уменьшить долги, снизить количество дилеров, сократить количество брендов, чтобы получить 13,4 млрд долл. в виде господдержки. Но у Toyota продажи до сих пор только росли — с 1999 года этот показатель увеличился на 70%. Однако первый за десятилетие спад привел к перестановкам в ее руководстве. В июне исполнительный вице-президент Toyota Акио Тойода, внук основателя компании, займет пост президента, сменив Кацуаки Ватанабе. «Я попытаюсь проводить изменения, не будучи стесненным прошлым», — пообещал г-н Тойода. Оценивая масштаб проблем, он сказал, что производители «столкнулись с кризисом, бывающим раз в столетие». При этом японская компания неоднократно подчеркивала, что глобальное лидерство не является для нее целью.
Одновременно эксперты не устают напоминать, что «номер один в мировой автоиндустрии» — всего лишь титул, который выгоды не приносит. «То, что Toyota обошла GM в 2008 году, не настолько значимо, если принять во внимание происходящее в индустрии, на рынках и во всей экономике, — сказал РБК daily эксперт аналитического агентства IHS Global Insight Джон Волконовиц. — При этом, конечно, ситуация в GM гораздо хуже, чем в Toyota. Интересно понаблюдать, как администрация президента Барака Обамы справится с этим».