Регионы под ударом ( журнал Эксперт Online, 6 марта 2009 )
Регионы под ударом ( журнал Эксперт Online, 6 марта 2009 )
Министерство регионального развития выяснило, какие регионы наиболее сильно пострадали из-за кризиса. На основе этих данных должны быть приняты решения о выделении помощи субъектам федерации. Однако вопрос о том, какой должна быть эта помощь, остается открытым. В любом случае прямое финансирование не поможет, считают эксперты.
Екатерина Шохина, обозреватель «Эксперт Online»
Ольга Шевцова, автор «Эксперт Online»
17 российских регионов находятся в крайне тяжелом положении. Таковы результаты проведенного Министерством регионального развития исследования социально-экономического положения субъектов федерации на 30 января 2009 года.
Прежде всего это Центральный и Приволжский федеральные округа. Чувашская Республика, Владимирская, Ивановская, Калужская, Кемеровская, Нижегородская, Самарская, Ульяновская, Челябинская и Ярославская области имеют наиболее высокие риски — доля занятого населения в «кризисных» отраслях составляет более 25%, говорится в докладе Минрегиона.
К группе регионов со средним уровнем риска отнесены 40 субъектов Российской Федерации, из которых 14 имеют высокую долю населения, проживающего в монопрофильных городах. Республики Башкортостан, Татарстан и Хакасия, Архангельская, Иркутская, Ленинградская, Мурманская области и другие требуют самого пристального внимания, так как в них существуют «очаги» социальных рисков.
К группе регионов с низким уровнем риска неблагоприятного развития рынка относятся 26 субъектов Российской Федерации, как правило, это депрессивные, слаборазвитые территории.
В конце прошлого года спад промышленного производства наблюдался в 62 регионах, при этом сильнее всего (на 30%) промышленность упала в Хабаровском крае, Вологодской, Новгородской и Орловской областях, говорится в докладе Минрегиона.
Рост кредиторской задолженности по итогам ноября зафиксирован в 2/3 регионов: лидеры — Московская, Свердловская и Тульская области.
Рост просроченной задолженности по кредитам, выданным юридическим лицам, наблюдался в 90% субъектов Российской Федерации. Самая большая просрочка — в Иркутской, Липецкой, Нижегородской, Омской и Тверской областях.
Рефинансировать же кредиты очень сложно. В 3/4 субъектов Российской Федерации зафиксировано снижение объема кредитов, выданных юридическим лицам.
Доходная база регионов стремительно уменьшается. Они хотели собрать 6,5 трлн рублей налогов, а соберут на 1 трлн меньше, пишет Минрегион. Больше всего подвержены риску остаться без доходов те территории, которые формируют бюджеты без поддержки федерального центра, например Татарстан, Тюменская и Оренбургская области, Санкт-Петербург. До конца первого квартала большинство субъектов уменьшат свои траты до 25% и начнут испытывать проблемы с финансированием текущих расходов: 33 профинансируют капвложения частично, и только 14 смогут полностью выполнить принятые обязательства.
«Первыми еще в ноябре пострадали монопрофильные регионы с одной доминирующей отраслью, и таких отраслей было две: экспортная — черная металлургия (Вологда, Челябинск, Орел и Брянск) и машиностроение, прежде всего автопром (Нижегородская, Ярославская области). К ним добавилась вечно больная Ивановская область, которая при любом кризисе со своей текстильной промышленностью очень страдает», — объясняет директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич, принимавшая участие в исследовании. До декабря-января держались сильные многопрофильные регионы, однако сейчас кризис охватил уже практически все территории с преимущественно развитой экспортной экономикой.
То есть, делает вывод Зубаревич, наиболее сильно кризис сказался на регионах с экспортно-ориентированными предприятиями и наименее конкурентоспособными, к примеру машиностроительными.
«Первого дна мы уже достигли. Что будет дальше, неизвестно, но возможно, снижение спроса на продукцию российских предприятий продолжится, что отразится и на положении регионов», — говорит Зубаревич. В результате грядет обострение социальных проблем. Хотя, по мнению Зубаревич, до массовой безработицы еще очень далеко — в России предпочитают не увольнять людей, а сокращать им зарплаты.
В то же время именно на основании результатов исследования Минрегиона должны быть приняты решения о выделении помощи субъектам федерации.
Однако в исследовании нет описания проблем регионов, лишь констатация фактов, и сделать на основе этого адекватные выводы сложно, считает Зубаревич.
В то же время, по мнению экономистов, нужно понимать, какие конкретно отрасли и предприятия страдают, и обратить внимание на резкое сокращение бюджетных доходов пока еще сильных субъектов РФ. «Налог на прибыль, из которого состоит львиная доля региональных бюджетов, катастрофически снижается (по стране на треть, но в отдельных регионах еще больше). На повестке дня вопрос, что с этим делать», — говорит Зубаревич.
Аналитик ФГ «Калита-финанс» Андрей Ганган считает, что для нормализации ситуации в субъектах РФ помимо непосредственной финансовой помощи региональным бюджетам необходима более эффективная поддержка именно предприятий наиболее пострадавших отраслей. «Ведь, как правило, большая часть населения любого города работает в коммерческих организациях, и от производственно-финансовых результатов этих структур зависит уровень благосостояния работников. Правительство активно занимается поддержкой банковской системы страны, капитализируя крупнейшие кредитные организации, при этом реальному сектору подобных преференций оказывается крайне мало. И продекларированная помощь властей системообразующим предприятиям слабо заметна. Для многих таких компаний господдержка ограничилась пока лишь вербальными заявлениями. А ведь уже достаточно давно предлагаются конкретные экономические меры, которые теоретически могли бы облегчить ситуацию предприятий реального сектора и, соответственно, регионов, в которых эти производственные компании функционируют. В первую очередь необходимо обеспечить доступ к ликвидности», — говорит Ганган. Помимо того, что заемные средства для предприятий сейчас непомерны дорогие, так и доступ к источникам фондирования практически закрыт, банки крайне неохотно выдают кредиты даже надежным заемщикам, завышая залоговые и другие требования. В этой связи, по мнению аналитика, помогли бы госгарантии по банковским обязательствам компаний, которые позволили бы получить финансирование для пополнения оборотного капитала и простого воспроизводства. Можно было бы попробовать и китайский антикризисный рецепт — стимулирование внутреннего спроса и увеличение объемов государственных заказов.
В то же время директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев убежден, что прямая господдержка из федерального центра регионам не поможет.
«Они должны перестать копировать неправильные действия, которые демонстрирует федеральный центр. Когда они видят, что мы боремся с кризисом путем заливания экономики деньгами, у них возникают иждивенческие настроения. Им тоже хочется получить эти деньги, которые идут пока мимо них. Когда на федеральном уровне формируется перечень системообразующих предприятий, на региональном уровне делают то же самое. Этот перечень демотивирует к собственной активной антикризисной деятельности. Он подталкивает лишь к одному — попасть в этот список в надежде получить госзаказы, реструктуризацию налоговой задолженности, субсидирование налоговой ставки и т. д. Самое страшное, что можно сделать в кризисный период, — это демотивировать к собственной антикризисной деятельности. Поэтому, если не будем делать ошибки на федеральном уровне, это поможет нам не множить ошибки уже на региональном уровне. И это будет помощь», — говорит Николаев.
Он считает, что правильным решением было бы вложение в инфраструктурные проекты. «Во всяком случае, это стимулировало бы спрос во многих отраслях и помогло им», — говорит эксперт.
В то же время Зубаревич уверена, что помощь регионам ограничится пособиями по безработице и минимальной поддержкой самых бедных слоев населения. Она напоминает о том, что федеральные расходы на инвестиции (в том числе и в инфраструктуру) в этом году будут сильно сокращены.