В Россию за титаном ( газета РБК daily, 20 апреля 2009 )
В Россию за титаном ( газета РБК daily, 20 апреля 2009 )
Airbus сегодня подпишет контракт с «Ростехнологиями»
Сергей Колобков
Сегодня с однодневным визитом в Россию приедет глава Airbus Томас Эндерс. Как ожидается, в присутствии премьер-министра Владимира Путина он подпишет с главой госкорпорации «Ростехнологии» Сергеем Чемезовым контракт на поставку до 2020 года титана, активно использующегося компанией для постройки лайнеров. По оценкам сторон, сумма контракта составляет 4—5 млрд долл. Также, как ожидается, на переговорах пойдет речь о тендере, который уже объявлен создаваемой «Ростехнологиями» компанией «Росавиа», в соответствии с которым в течение пяти лет копании потребуется 223 лайнера различного типа.
Как рассказали источники РБК daily в EADS и его дочерней структуре Airbus, в понедельник Airbus подпишет долгосрочный контракт по поставкам титана с предприятий «ВСМПО-Ависма». Подготовка этого контракта началась еще летом прошлого года: 15 июля 2008 года «ВСМПО-Ависма» и Airbus подписали рамочное соглашение о поставках титановой продукции. Переговоры продолжились в январе 2009 года, во время визита главы Airbus Томаса Эндерса в Москву. Однако к подписанию столь объемного контракта стороны подошли только сейчас.
Закупка материалов для производства самолетов была одним из самых первых направлений сотрудничества Airbus с российской промышленностью. В настоящий момент это направление является частью полномасштабной программы партнерства Airbus с российской авиастроительной индустрией. Соглашение предусматривает поставку титана Airbus и другим подразделениям EADS с 2012 по 2020 год. Стоит отметить, что, несмотря на то что Airbus потребляет около 12—13% продукции «ВСМПО-Ависма», до сих пор сотрудничество компаний регламентировалось более краткосрочными контрактами.
До сих пор долгосрочные контракты «ВСМПО-Ависма» подписывала только с американской Boeing. К примеру, в конце 2007 года авиастроительная компания подписала с ВСМПО контракт на поставку в 2011—2015 годах титановых изделий стоимостью 1 млрд долл. Кроме того, в 2007 году компании объявили о создании совместного предприятия Ural Boeing Manufacturing по производству деталей для самолетов Dreamliner. Из титановых сплавов изготавливается около 15% конструкций этого самолета. Как говорил ранее президент компании «Боинг — Россия/СНГ» Сергей Кравченко, всего в ближайшие 30 лет Boeing планирует потратить на приобретение титановых изделий у «ВСМПО-Ависма» 18 млрд долл.
Новый контракт с Airbus оговаривает поставки плоского и круглого проката из титановых сплавов, а также штампованных изделий, которые будут использоваться в производстве всех лайнеров Airbus, в том числе и самолета нового поколения А350 XWB.
Также в соглашении будет предусмотрена возможность расширения обработки титановой продукции на «ВСМПО-Ависма». Объем закупок материалов по новому контракту оценивается не менее чем в 4 млрд долл. «Это минимум. Сейчас ведутся переговоры о возможном расширении сотрудничества по механической обработке и создании совместного предприятия между ВСМПО и EADS. Тогда стоимость контракта приблизится к 5 млрд долл.», — отмечает источник РБК daily в Airbus.
Представители европейского производителя утверждают, что визит Томаса Эндерсона будет связан только с переговорами по титановой тематике. Но источник РБК daily, знакомый с ходом создания компании «Росавиа» (проект правительства Москвы и госкорпорации «Ростехнологии»), утверждает, что также будет проведена неофициальная встреча-знакомство с недавно назначенным гендиректором авиакомпании Борисом Королем. Авиаперевозчик планирует до 2015 года закупить 223 новых лайнера, потратив на это 5,5 млрд долл., Airbus рассматривается в качестве одного из потенциальных поставщиков. В «Ростехнологиях» не стали комментировать эти данные.