Что такое креативность или придумай то, не знаю что
Светлана Крысанова
Что такое креативность, или придумай то, не знаю что.
В профессиограммах различных специальностей сейчас часто можно встретить такую характеристику, как креативность. Теперь это качество желаемо не только для специалистов творческих профессий, но и для менеджеров по продажам, управленцев и консультантов. Никто точно не знает, как и в чем ее измерять, но многие уверены, что она просто необходима. Давайте попробуем в этом разобраться.
Креативность – это способность находить оригинальные, нестандартные решения поставленных задач. Это может быть как дизайн помещения, так и проект развития компании в условиях жесткой конкуренции. С точки зрения психологии креативность – это особые творческие способности, а творчество в любых своих проявлениях основано на таком познавательном процессе, как воображение.
Воображение – это психический процесс создания образов предметов или действий путем перекомбинирования в новые сочетания имеющихся у человека знаний и опыта. Исходя из этого определения, креативность – это создание неожиданных, но метких образов.
Возникающие в процессе воображения образы создаются не из ничего, а из опыта и знаний, которыми обладает человек.
Поэтому поиск идеи обычно начинается этапа подготовки, то есть сбора максимального количества информации о проблеме, которую необходимо решить. Человек прорабатывает, анализирует задачу, ищет схожие примеры, пробует ее решить.
Если полностью удовлетворяющее решение не найдено быстро, то наступает этап фрустрации. В этот момент человек как будто оказывается в тупике: перебрал все варианты, но ни один не подошел. Это закономерный этап работы, так как хорошее решение сразу почти никогда не появляется. Часто он сопровождается снижением настроения и усталостью. Кроме того, он служит сигналом того, что существуют внутренние барьеры, препятствующие творческому процессу, тормозящие его. Это могут быть осознаваемые и неосознанные мыслительные стереотипы и «табу», личные комплексы или иррациональные убеждения. Осознание и проработка этих препятствий приведут к ускорению и облегчению творческого процесса и повышению эмоционального фона деятельности.
Следующий этап – инкубация. Он начинается тогда, когда субъект прекращает сознательную работу над проблемой, и эта возможность предоставляется подсознанию. Соответственно, задача «передается» от левого полушария правому. Если мотивация к нахождению решения сохраняется, то в правом полушарии продолжается активный поиск и комбинирование информации всего объема знаний и опыта, собранного человеком при жизни. Именно поэтому для успешного творческого процесса важно, чтобы оба полушария были достаточно развиты: и отвечающее за логику (левое) и за интуицию (правое).
Когда неосознаваемая работа мозга заканчивается, приходит инсайт, или озарение. Это кратковременный, но наиболее ярко эмоционально окрашенный этап творческого процесса, когда в область сознания «вдруг» приходит нужное решение или идея. Инсайт часто сопровождается сильными положительными эмоциями, оживлением и усилением мотивации к работе над задачей.
Разработка – заключительный этап творческого процесса. Происходит проверка, развитие и расширение границ найденного решения.
Иногда возникает ощущение, что решение появилось «само собой». На самом деле на каждом этапе поиска информация перерабатывается с помощью приемов, или операций, воображения. Эти приемы хорошо известны и описаны в психологической литературе. Зная их, можно сознательно искать решения и идеи с точки зрения разных подходов, в то время как обычно человек использует лишь два – три из них.
1. Агглютинация – это прием, заключающийся в комбинации, «склеивании» отдельных элементов или свойств, никогда не сосуществовавших в реальности. К примеру, так появились русалки и детские книжки, которые можно мять и рвать.
2. Аналогия – это построение образа, напоминающего реально существующий объект или действие. Так были изобретены куклы и локаторы.
3. Акцентирование (преувеличение или преуменьшение) – это заострение какого-либо признака. Например, при создании шаржей и многоруких двухголовых персонажей.
4. Схематизация – сглаживание различий между объектами, выделение общих черт, исключение второстепенных и различающихся признаков. Так была составлена первая карта, сложен орнамент и написан портрет, передавший эмоциональное состояние лучше, чем внешнее сходство с человеком.
5. Типизация – выделение существенного, повторяющегося в сложных явлениях и воплощение этих признаков в конкретном образе или объекте. Например, портрет типичной француженки или интерьер Х1Х века.
6. Персонификация – это одушевление предметов и явлений. Примерами могут быть как языческие боги Ярило (солнце) и Перун (гром и молния), так и Чебурашка или сказочное говорящее зеркало.
Итак, приемы, которыми оперирует наше воображение, известны и доступны изучению. Но этим процесс поиска креативного решения не ограничивается. Уже создано множество техник креативности, которые успешно используются для решения бизнес-задач, разработки новых проектов и технических изобретений. Ниже изложены самые интересные и оригинальные из них.
1. Техника модерации основана на групповом одновременном генерировании большого числа идей. Каждый участник получает листок бумаги, пишет на нем три первых пришедших в голову варианта решения задачи (например, названия для магазина) и передает его соседу. Другой сосед передает ему листок со своими идеями. Участник может развить их, обратить в противоположные, дополнить или написать три совершенно других предложения. Таким образом, когда все листы обойдут полный круг, вы получите число идей, равное количеству участников, возведенному в квадрат и умноженному на три. Обсуждение и оценку идей лучше проводить отсрочено, так как после проведения техники наступит закономерный этап фрустрации.
2. Контрольная таблица Осборна. Алекс Осборн предлагает 10 пунктов, по которым можно подобрать оригинальное решение задачи.
- Использовать иначе! (Можно ли по-другому использовать, применять это?)
- Привести в соответствие! (На что это похоже? Есть ли аналогии?)
- Изменить! (Какие признаки можно изменить? Цвет, форму, звучание?)
- Увеличить! (Можно ли увеличить размер, скорость, количество?)
- Уменьшить! (Можно ли это уменьшить? Что-нибудь убрать? Разделить? Сделать легче, светлее, тоньше?)
- Заменить? (Какие свойства можно заменить? Иначе организовать процесс или расположение?)
- Передвинуть! (Можно ли поменять местами отдельные фрагменты? Причину и следствие?)
- Сделать наоборот! (Как будет выглядеть противоположная идея? А если поменять роли?)
- Комбинировать! (Можете ли Вы совместить эту идею с другими? Разложить на отдельные элементы?)
- Трансформировать? (Можно ли это продырявить, сжать, растянуть? Сделать твердым, жидким, прозрачным?)
Рекомендуется найти хотя бы по одному варианту решения для каждого пункта. Возможно, в итоге получится комплексный вариант из нескольких преобразований.
3. Анализ слов-раздражителей или техника случайных входящих сигналов. В случайном порядке выберите из словаря, газеты или заранее заготовленных карточек пять понятий. Сконцентрируйтесь по очереди на каждом из них и опишите его основные свойства, функции, признаки, смысл. Затем попробуйте каждое из них соединить с задачей, решаемой Вами. Постарайтесь найти аналогию, сходства или противопоставление. Не ищите прямых коротких путей. Правильное решение придет окольными путями и не сразу.
4. Теорию «Разрыва» предложил рекламист Жан-Мари Дрю. Она основана на понятии о трех зонах – стереотипа, разрыва и видения. На первом этапе осуществляется диагностика существующих стереотипов относительно поставленной задачи, то есть стандартные подходы к ее решению, представления потребителей и заказчиков. На втором – разрыв, «слом» этих стереотипов. Но не изменение всех свойств на полную противоположность, а замена опровержимых деталей. На этапе видения Вы мысленно перемещаетесь в будущее и представляете, каким будет найденное решение по прошествии некоторого времени. Может оказаться, что изменить нужно намного больше, чем Вы предположили.
Эти методы могут использоваться и как упражнения, «зарядка для воображения», для того чтобы затем в реальной рабочей ситуации быстрее и эффективнее найти оригинальные идеи.
Итак, мы рассмотрели понятие и основы креативности, рассмотрели техники ее стимуляции и развития. Удачи Вам в решении творческих задач и нахождении смелых решений!
Светлана Крысанова