12 критериев проверки бизнес семинара
12 Критериев проверки бизнес семинара.
КРИТЕРИЙ 1
Новизна и востребованность информации
ОТ: Информация Вам достаточна известна, почти очевидна, и потому не интересна. Это не та информация, которая Вам нужна.
ДО: Информация воспринимается Вами как новая, или это оригинальный ракурс, или привлекает неожиданность трактовки известного и пр. Эта информация Вам нужна.
Поскольку мы смотрим на бизнес семинар глазами Клиента, а не глазами независимых и продвинутых экспертов, НОВИЗНА здесь понятие относительное: то, что для одного - откровение, для другого - банально и очевидно, а значит, индивидуальная оценка будет определяться степенью СОВПАДЕНИЯ уровней семинара и участника. Даже высочайший информационный уровень семинара для кого-то окажется пустым звуком, ибо как сказал мудрый человек: "Информацией следует считать лишь то, что можно понять".
При предварительной проверке (до семинара) вопросом "На кого рассчитан семинар?" мы как раз и пытаемся определить эту самую "степень совпадения уровней".
Проверка ВОСТРЕБОВАННОСТИ информации (полезности ее для нас) тем точнее - чем точнее мы формулируем свои цели. Условно всех участников можно поделить на две категории:
- тех, кто приходит на бизнес семинар "с рюкзаком", куда готов складывать все новое и интересное по принципу "Пригодится!" (для них главное - новизна).
- тех, кто ищет способы и инструменты для решения своих конкретных задач - он действует по принципу "Нужно/не нужно" (и тогда только новизны недостаточно, важным критерием становится востребованность или полезность информации).
Новизна и полезность информации могут обнаружиться там, где не ждали. Иногда чужой взгляд, способ подачи вносят даже в знакомую информацию такую новизну…. Помню восхищенную реакцию слушателя на рассказ преподавателя об известной методике: "Такое ощущение, что мы с вами РАЗНУЮ КНИГУ читали!!! Я только сейчас понял, про что это…" Читать умеют все. Читать "качественно" - не столь распространенный навык.
КРИТЕРИЙ 2
Способ подачи информации
ОТ: Информация размыта, выдается отдельными идеями, страдает логика изложения, нет примеров. Тренер плохо владеет информацией, пытается сам ориентироваться в ней по ходу, легко меняет мнение.
ДО: Тренер в информации ориентируется свободно, держит логику семинара. Информация хорошо структурирована, сопровождается множеством примеров, подкрепляется образным (в том числе визуальным) рядом, упакована в схемы, потому легко воспринимается и "укладывается" в сознании участников.
Для человека, обладающего способностью легко анализировать и структурировать информацию, может, и неважно, как она подается, он ее сам обрабатывает по ходу, но для многих этот критерий очень важен. Кроме того, структурированность информации в изложении - это следствие ее структурированности в голове тренера.
- Отдельно следует сказать о наличии и функции "ТВЕРДЫХ КОПИЙ" информации - раздаточных материалов, CD-дисков, видеокассет, в ряде случаев - личных конспектов. По этому параметру все семинары можно поделить на два основных типа:
A. На бизнес семинарах для юристов, аудиторов, программистов и т.п., занимающихся высокотехнологичным бизнесом, раздаточный материал (справочники, CD, экспертные системы) - ОСНОВНОЙ инструмент работы после обучения. В этих случаях обучение - это навигация по раздатке, а тренер - фигура "вспомогательная", он обучает работать с этими инструментами. Без раздатки такой семинар просто не может состояться, и качество раздатки здесь напрямую связано с качеством семинара.
B. Другой тип семинаров, когда назначение раздаточных материалов ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ - помочь участнику усвоить и сохранить информацию, основным носителем которой является тренер. Теоретически такой семинар мог бы состояться и без раздатки.
В таком бизнес семинаре "твердые копии" информации косвенно могут указывать на качество обучения. Если раздаточный материал грамотно подобран, адекватен содержанию семинара, выстроен так, чтобы в нем легко ориентироваться - он работает, и это хороший знак. Если же Вам предлагают гигантскую и плохо структурированную "раздатку", которую 90% участников закроет на пятой странице - высока вероятность того, что раздаточный материал в этом случае выполняет функцию имиджевую (как ее понимают тренеры - "а у нас и раздатка большая!") или коммерческую (цена семинара растет).
КРИТЕРИЙ 3
Технологичность подхода
ОТ: Информация методически не обработана. Этим сложно воспользоваться. Тренер не предлагает технологию решения конкретных задач, он просто делится мыслями на заданную тему. В лучшем случае - ставит проблемы, вопросы, рассказывает об ошибках.
ДО: Тренер демонстрирует методический подход, он не только ставит вопросы, он предлагает конкретные способы, алгоритмы и инструменты для решения задач, проверенные в практике.
КРИТЕРИЙ 4
Опыт тренера в той методике, которой он обучает
ОТ: Тренер РАССКАЗЫВАЕТ о методике, приводя примеры решенных задач, ссылаясь на свой опыт. Это косвенные свидетельства мастерства.
ДО: Тренер ДЕМОНСТРИРУЕТ свой опыт, РЕШАЕТ здесь и сейчас или ОРГАНИЗУЕТ совместное решение проблемы, задачи участника. Если тренер может на глазах участников решать их задачи (будь то бизнес-задача или образец психотерапевтической сессии) - это прямое свидетельство мастерства и такой PR, после которого, доверие к мастерству и опыту тренера резко возрастает.
Не факт, что, умея качественно делать свое дело (консультировать, решать задачи, продавать или осуществлять терапию), Мастер сумеет научить этому других. Прямое свидетельство мастерства - условие недостаточное для обучения участников, но бывает необходимым для позиционирования тренера как профи в своем деле, особенно если уровень доверия к тренеру невысок.
Если на бизнес семинарах бывает достаточно и косвенных свидетельств мастерства, то на тренингах КОНГРУЭНТНОСТЬ (совпадение, соответствие, согласованность) деклараций тренера и его реальных навыков - становится необходимой. Неконгруэнтность - это:
- когда вести деловые переговоры Вас учит человек, беспрерывно впадающий в конфликты с участниками и не умеющий из них выбираться;
- когда, обучая Вас сбору информации и анализу на прошлых примерах, тренер оказывается беспомощен в анализе информации, идущей здесь и теперь от аудитории;
- когда тренер срывающимся от волнения голосом решил научить Вас уверенному поведению и управленческим стратегиям;
- когда монолог про уважение к клиенту тренер прерывает раздраженным замечанием: "Отключите немедленно телефоны! Вы мне мешаете!" и т.д. и т. п.
Одним словом, "логопеф, что лечил фефочку-еночку". Если Вы заметили подобное несовпадение - есть очень большой смысл усомниться в профессиональной компетентности тренера.
КРИТЕРИЙ 5
Границы авторства
ОТ: Тренер занимается неприкрытым плагиатом, выдавая за свое - набор чужих мыслей и идей.
ДО: Тренер очерчивает границы своего авторства (уровень разный: своя систематизация чужого, свой подход, наконец, своя методика), а, используя чужие темы, мысли, методики, тренер дает ссылки на авторство и источники.
А где-то в промежутке между "ОТ" и "ДО" - плагиат прикрытый: тренер "забывает" указывать источники информации, давая повод слушателям воспринимать их как свои, авторские.
Знакомая делится впечатлениями после тренинга:
- Она показала нам такую технику, класс!
- Да. Я знаю эту методику, хорошая.
- Откуда?!
- Эту методику я видела и делала на семинаре в 93 году, автор тот-то, а завез и транслировал ее такой-то, в публикациях потом не встречала, хотя, может, и есть.
- ???!!! ….. да, я вспоминаю, что вобщем-то, она и не говорила, кажется, что это ее техника…. Но мы все так решили!
Корректные ссылки - это требования как различных Международных актов (которые подписаны всеми развитыми странами), так и российского Закона об авторских и смежных правах. И по большому счету, работа в режиме "ОТ" вообще лежит за пределами профессионализма.
Но поскольку мы смотрим на обучение глазами Клиента, зададимся вопросом: "А так ли уж важны проблемы авторства для Клиента?" Я услышала этот вопрос от участника бизнес семинара, и мне известны, как минимум, 2 противоположные позиции в ответах на него.
- "Я практик, мне нужен инструмент, и мне не важно, кто этот инструмент изобрел - лишь бы работал хорошо. И все проблемы авторства - это проблемы авторов, но не потребителей".
- "Если человек выдает чужое за свое - он меня обманывает. А значит, я уже не могу доверять его профессионализму, не хочу иметь с ним дело, а тем более, у него учиться. "Товар", что мне предлагают, некачественный (по определению), это подделка".
С точки зрения Клиента - обе позиции имеют право быть. Но необходимо отдавать отчет, что, разделяя первую позицию, Вы сами увеличиваете свой риск нарваться на халтуру. Ибо для ПРОФЕССИОНАЛА бизнес-обучения, ведущего свой бизнес цивилизовано и готового выдерживать конкуренцию, очерчивание границ авторства - естественный процесс.
КРИТЕРИЙ 6
Отношение к коллегам
ОТ: Основа отношения - апломб и чувство превосходства над коллегами по цеху. На вопрос "А как вы относитесь к…?" отвечают разное, но общий смысл: "Нет никого, есть только Я!"
ДО: Тренер грамотно отстраивается от конкурентов, показывает свои преимущества и ограничения коллег, сохраняя свое профессиональное и человеческое достоинство.
Отношение к коллегам, вынесенное в формулировку критерия - это, конечно, частный случай, речь здесь идет вообще о личности тренера. Слышу возражение: "А какое это имеет отношение к качеству семинара? Что, неприятная личность не может быть профессионалом?" Может. И если Вы заинтересованы (заинтригованы, впечатлены, потрясены…) информацией, методикой, которую предлагает тренер, то этот критерий для Вас вообще не будет иметь значения (признанный нами Мастер может быть и тираном).
Если же доверие к профессионализму тренера не сформировано, то процесс присматривания и оценивания продолжается. И тогда полезно помнить: что иногда отношение к коллегам и отношение к участникам (о котором ниже), и вообще ОТНОШЕНИЕ к людям - являясь показателем уровня культуры и психологического здоровья тренера - косвенно может указывать и на уровень его профессионализма.
Так, отношение к коллегам по типу "ОТ" может указывать на некоторую неадекватность тренера. Люди, сами назначающие себя без тени иронии великими - настораживают. Когда мы видим "великого тренера", единственный аргумент которого - рассказы о своем величии, нас начинают "терзать смутные сомнения" в его мастерстве.
Еще один признак "величия": "великие тренеры", как правило, могут и умеют ВСЁ - просто "нет такой крепости, которую не взяли бы большевики", они декларируют безграничность своих умений. Плохой знак. Ибо осознание границ своей профессиональной компетентности - верная примета профессионализма. Когда человек понимает - что он знает, но еще лучше понимает - чего он не знает.
Иногда тренер не справляется со своими проекциями, слишком явно обнаруживая СВОИ ПРОБЛЕМЫ, и подобная демонстрация начинает работать против него. Помню, как на бизнес-семинаре ведущий все примеры негативного свойства так или иначе увязывал с учителями, просто топтал их, не переставая: "учительского такого вида дамочка", "ну, это же пе-да-го-ги!", "что это у вас за подход такой непрофессиональный, какой-то учительский?" и пр. Нарвался. Участница (которая, как выяснилось, до бизнеса была директором школы, а с доверием к опыту тренера у нее на семинаре возникли большие проблемы) задала ему вопрос: "Скажите, а Вас что, в детстве учителя сильно обидели, что Вы их так ненавидите?".
КРИТЕРИЙ 7
Явные и "тайные" цели тренера
ОТ: Тренер использует площадку семинара для решения своих личных проблем и задач. Обучение участников - цель побочная. Фокус его внимания на своих интересах.
ДО: Тренер имеет своей главной целью - научить, передать информацию, опыт. Фокус его усилий на интересах участников.
Анализируя бизнес семинар по этому критерию, полезно спросить себя: какую цель - не декларируемую, а реальную - преследует тренер? В начале статьи мы с Вами говорили: ошибка думать, будто все участники приходят учиться - участники могут фокусироваться и на побочных целях. Это справедливо и в отношении тренера. Работа в режиме "ОТ" - многообразна, так же как многообразны и мотивы вторичной выгоды. Назовем лишь некоторые, наиболее типичные:
- Семинар - это "сцена" для САМОВЫРАЖЕНИЯ (а тренер - тоже человек). Но если Вам предлагают за Ваши деньги только наблюдать чужое самовыражение, то, может, лучше сходить в театр, где это вполне уместно?
- На семинаре начинающий тренер может иметь целью просто "выстоять семинар", САМОУТВЕРДИТЬСЯ (тренер тоже ученик). Правда, почему он учится за Ваш счет?
- Семинар - это место, где можно давать РЕКЛАМУ своей фирме (а тренер тоже бизнесмен). Если процент времени, когда тренер рекламирует услуги своей фирмы, превосходит все разумные пределы времени на рекламу, можете быть уверены: Вы оплачиваете чужую рекламу.
- Семинар - это великолепная площадка для решения собственных БИЗНЕС-ЗАДАЧ (а что тренер - тоже бизнесмен, мы уже говорили). Это способ познакомиться с Чиновниками и дать им возможность подзаработать (особенно характерно для сборных семинаров в столицах); это возможность тестирования регионального рынка (особенно у бизнес-эмиссаров из-за рубежа); наконец, это возможность "срубить" выгодный заказ и т.д. и т.п.
Сами по себе все эти побочные цели, конечно же, не "криминальны". До той поры, пока они действительно побочны для тренера. Потому что профессионализм - это умение жестко держать БАЛАНС между професcиональными задачами и личными интересами. Если же участникам семинара становится очевидно, что личные интересы тренера для него первичны и что они (участники) - лишь средство для достижения тренером своих целей, возникает серьезный повод усомниться в профессионализме тренера.
КРИТЕРИЙ 8
Обучающие методики (практическая-тренинговая составляющая бизнес семинара)
ОТ: Цель - только передать информацию, передать методику. Полное отсутствие упражнений, техник усвоения и пр. Здесь участники узнают о….
ДО: Тренер предлагает обучающие техники, упражнения и умело комментирует процесс. В результате этого, участники не просто узнают о…, а осваивают нечто, приобретают конкретные навыки, тренируются.
Когда семинар и не заявляется как "тренинговый" - все честно, Клиент понимает, что ПРАКТИЧЕСКИ учить его здесь не будут. "Рассказать" не равно "научить". Поэтому, когда Вам предлагают "практический семинар", полезно уточнить, что имеется в виду: демонстрация практических примеров, решение практических задач, практическое обучение участников или что-то еще.
Если же заявляется семинар-тренинг, то это предполагает:
- наличие у тренера дидактических навыков (он УМЕЕТ УЧИТЬ, тренировать, а не только рассказывать),
- владение тренером ЭФФЕКТИВНЫМИ обучающими методиками.
Если таких способностей нет, эффективных обучающих технологий нет, тогда идет ИМИТАЦИЯ обучения: посмотрели-полистали, похлопали-потопали, поиграли-потренировались и ничего не прибавилось в опыте участников. Имитация - это когда упражнения есть, но научения нет. По внешним признакам - обучение, по сути - заполнение времени.
Как сделать упражнения средством халтуры - отдельная тема, способов множество. Один пример: предлагается некий текст (пусть это будет документ, образец чего-либо и пр.) для работы: прочитайте, подчеркните, выделите… Нормальное упражнение. Но на него тратится полтора часа времени. 10% - работают, 60 % - утратили интерес по ходу, поняв смысл действия, 30% - поняли еще раньше и сказали себе - зачем? я могу это сделать и сам, и после. Общее ощущение - тренер заполняет время.
Вообще, если в семинаре превалируют такие необоснованные длительные "самостоятельные работы", когда участники чего-то поделывают, а тренер их поджидает - это может быть признаком халтуры.
КРИТЕРИЙ 9
Контакт с аудиторией. Обратная связь
ОТ: Монологическая форма. Односторонняя трансляция информации. Тренер:
- или сознательно имеет целью только передать информацию, отказывается работать на понимание участников, пресекает всякие попытки диалога;
- или просто боится реакции слушателей, вопросы на понимание воспринимает болезненно либо уходит от ответа;
- если же все-таки втягивается в споры, то теряет нить семинара и время.
В любом случае, не задается грамотная процедура обратной связи.
ДО: Диалогическая форма. Тренер задает процедуру обратной связи, владеет методиками сбора обратной связи, умеет работать в "вопросной парадигме", озабочен (в меру) пониманием участников. В меру, потому что тренеру необходимо уметь как разговорить аудиторию (при необходимости), так и блокировать неконструктивные разговоры и вопросы не по теме.
Этот критерий тесно связан с предыдущим, ибо качественное обучение предполагает постоянную диагностику обратной связи - уровня понимания, научения, владения.
Критерий "Обратная связь" может входить в противоречие с критерием "Информация", когда слабость информативная компенсируется обилием коммуникаций. И тогда происходит ПАРАЗИТИРОВАНИЕ на опыте участников (предложения обсудить проблемы участников, разговоры без структуры и цели) - идет заполнение времени.
Умение тренера держать БАЛАНС между выдачей информацией и коммуникациями (различного рода обсуждениями, пониманиями, вопросами и пр.) - тоже признак профессионализма. А ОЧЕВИДНЫЙ КРЕН в ту или иную сторону должен оговариваться в условиях семинара, для того чтобы потенциальный участник мог легко сориентироваться и выбрать.
Одностороннюю трансляцию информации сложно назвать семинаром, это, скорее, лекция (хотя Мастера и лекции читают диалогически).
А "чистые" коммуникации - это, пожалуй, уместно лишь в психотерапевтических тренингах, например группах встреч, когда единственная информация для анализа - реакции и коммуникации участников.
Подведем итог по информационным, профессиональным и обучающим параметрам:
- если не задана информационно-содержательная основа бизнес семинара,
- если не выстроены целевые и смысловые параметры,
- если фигура тренера не вызывает доверия,
- если участники не поняли в первые полдня: ЗАЧЕМ они здесь, ЧТО они получат, КТО их учит и КАК они будут учиться -
все это наверняка свидетельствует о низком уровне семинара, тренинга.
КРИТЕРИЙ 10
"Режиссура" семинара
ОТ: Распределение блоков (информация, тренинг, обратная связь, самореклама и пр.) не продумано и случайно, восприятие участников не просчитывается и не учитывается.
ДО: Все блоки бизнес семинара выстроены так, что сложные и требующие большого сосредоточения чередуются с легкими, участники не устают и не "выпадают" из содержания. Семинар хорошо срежиссирован + тренер умеет вносить по ходу поправки и коррективы.
Умение вносить поправки, изменять "сценарий" в зависимости от ситуации, от аудитории, от настроя участников - это показатель высокого профессионализма. Новичка-тренера, который выучил информацию и несет в голове примеры, боясь расплескать содержимое - охватывает паника всякий раз, когда ситуация не соответствует его ожиданиям и планам. Он знает одну дорогу к финишу. Мастер всегда может изменить свой план, если того требует ситуация. Он знает много путей к результату.
- Я только что с семинара NN.
- Так ты же была у него в прошлом году? Он, что, дает новую методику?
- Ту же, и я по ней уже работаю, но у него же не бывает двух похожих семинаров, другое все - и примеры, и ходы… Да ведь и группа была совсем другая.
КРИТЕРИЙ 11
Атмосфера семинара и отношение к участникам
ОТ: Отношение к участникам неуважительное, пренебрежительное. Оно может исходить как от организаторов, так и от тренера. И тогда участники семинара попадают в психологически некомфортную зону, им словно говорят: "Вы здесь никто! Это Я (он - о тренере) - всё!"
ДО: И тренер, и организаторы считают Клиента ключевой фигурой на семинаре. Отношение к участникам уважительное. Это создает у участников чувство комфорта и психологической безопасности, при котором, кстати, мозги работают значительно лучше.
Когда тренер сознательно или бессознательно демонстрирует при каждом удобном случае свое превосходство перед участниками ("крутой профессионал, пальцы веером") - это не всегда есть свидетельство его непрофессионализма, он действительно, может быть профи в своем деле, просто молодой или психологически проблемный. Но профи-тренером такого назвать сложно.
Хочется предупредить еще об одной ошибке. Участник, попав на бизнес семинар, может "не совпасть" с тренером эмоционально. Тут уж, что называется, дело вкуса. Кому-то не нравится веселость тренера, а кого-то раздражает угрюмость, одного смущает его напористость, а другой не переносит излишней мягкости. Но известный эффект: при высоком уровне семинара и компетентности тренера, участники по ходу меняют свои эмоциональные оценки, порой с точностью до наоборот. Низкий тренер в конце семинара вырастает в их глазах необычайно, неприятно-высокий тембр голоса, что так резал слух в начале - приобретает характеристики бодрого и уверенного, а грубоватость тренера интерпретируется как "бывалость" и профессиональная жесткость. Так что не торопитесь делать выводы, основываясь только на своих эмоциях, лучше анализируйте.
КРИТЕРИЙ 12
Организация семинара
ОТ: Полное отсутствие озабоченности организаторов тем, чтобы участникам было удобно.
ДО: Семинар организован с заботой о комфорте участников (организация пространства, удобные стулья, бэджики, бумага для записей, договоренность о питании т.д. и т.п.)
Нужно понимать, что чем выше комфорт - тем дороже бизнес семинар. И этот критерий практически никак не указывает на качество обучения, ибо задается организаторами семинара, а не самим тренером.
Крайний вариант НЕСООТВЕТСТВИЯ УРОВНЕЙ: высочайший уровень комфорта и технической оснащенности семинара (кожаная мебель, кондиционеры, презентационное оборудование и пр.) и при этом уровень информационный и методический - ниже не бывает. В подобном семинаре у участников (да и у тренеров), как правило, другие цели, и определяются они словами: престижность, "крутизна", платежеспособность и т.п.
Но в любом случае, комфорт психологический и бытовой для кого-то может стать определяющим. Помню даму, которая, побыв на семинаре час, затребовала назад свои деньги, сказав буквально следующее: "при моем полном уважении к господам ведущим, я на ТАКОМ стуле три дня просто не высижу!"
И еще об атмосфере, комфорте и "безопасности". Хотя многие из критериев, названных здесь, приложимы и к тренингам, все-таки у тренингов своя специфика. Семинары и тренинги - это разные жанры. В отличие от семинаров (где главное - передача информации), на тренингах (где главное - постановка навыков) могут задаваться совершенно иные, жесткие правила игры, предполагающие прохождение участников через дискомфорт (и психологический, и физический). Если для того, чтобы участнику "поставить навык" необходимо, например, связать ему руки или заклеить скотчем рот, высказать ему всей группой негатив или спровоцировать конфликт, то вряд ли эти действия сами по себе могут вызвать чувство комфорта, а вне контекста тренинга могут показаться и вовсе дикими. Они становятся оправданными и эффективными:
- если Вы действительно хотите получить результат (навык);
- если Вы верите, что достичь этой цели можно именно такими средствами, другими словами - доверяете профессионализму и методике тренера;
- если грамотно "заключен контракт" с участниками - они понимают, что это не унижение одного человека другим, а своеобразная "игра";
- и, наконец, если Вы принимаете правила ЭТОЙ ИГРЫ; в противном случае, Вы пойдете искать игру с другими правилами, ведь вариантов и стилей проведения тренингов - множество.
Источник: Рекламное Измерение