Полмиллиона за бизнес семинары
В рейтинге популярности тренинговых программ постоянно происходят перемещения. Еще год назад самыми популярными были тренинги по продажам. А сегодня на первое место выходят бизнес семинары по эффективному менеджменту. Стало ясно: если топ-менеджер не организует структуру компании в целом, то менеджер по продажам будет буксовать, как бы хорошо он ни был обучен.
Всем учиться!
Рост конкуренции в России оригинально сказался на изменении стратегии компаний - они стали выделять больше средств на обучение.
"Для производства и продажи "продвинутого продукта" нужен образованный персонал, - говорит Сергей Гаевский, директор по персоналу Клинского пивзавода.- Понимая это, наше руководство запланировало в бюджете этого года вторую по значимости статью расходов - 500 тысяч долларов на развитие персонала - для создания центра по тестированию и последующего обучения". Еще больше средств на обучение тратится в сферах инвестиций, банков, IT, торговли.
Где растет спрос, появляются новые предложения. Если бизнес-программы в целом составляют сегодня около 90% рынка краткосрочного образования, то бизнес семинары эффективного менеджмента занимают более половины учебного времени. Названия самые разнообразные - от "Территории лидерства" до "Революционных путей современного топ-менеджера", а прятаться за красивым именем может все, что угодно. Поэтому клиенты растеряны. Многие журналисты, менеджеры информационных сайтов, жалуются, что от них все чаще требуют дополнительных разъяснений, как от независимых экспертов.
- У вас так много анонсов и статей на эту тему, что мы совершенно запутались. Может быть, вы лично что-нибудь порекомендуете?
Чем больше программ появляется, тем сложнее кадровику и менеджеру выбрать подходящий курс по рекламным объявлениям и статьям. Если, конечно, кадровик - честный человек… потому что рост конкуренции в бизнес-образовании провоцирует применение известного в других сферах приема "отката". Некоторые тренинговые компании "озеленяют" лично кадровика тысячей, а тот уговаривает своего босса сделать крупный заказ на комплексное обучение именно у "озеленителей". Учитывая, что бизнес семинары обойдутся $300-500 одному человеку или $2-10 тыс. компании в целом, хочется действовать наверняка. Но универсально лучшей программы нет. Все определяется спецификой ваших задач.
И все же существует по крайней мере один критерий отбора тренингов эффективного менеджмента.
Выбери учителя
Недавно замдиректора крупного предприятия пожаловалась, что потеряла целый день на бизнес семинаре: "Преподаватель просто пересказывал учебник!"
Возмутивший ее бизнес семинар вел профессор уважаемого экономического вуза. Он знал о Большом Бизнесе столько же, сколько моя знакомая в начале карьеры, только из книг. Для неопытных слушателей такие лекции - открытие, а "бывалым" и начитанным менеджерам хочется большего. Одним участникам бизнес семинаров нужны примеры "из западной жизни", другим "байки" из практики отечественного менеджмента, третьим - теория, а все вместе хотят, чтобы лектор объяснил, "как надо" как это применить у них в компании.
Личность ведущего вообще "во многом определяющая". На российском рынке краткосрочного бизнес-образования в области эффективного менеджмента можно встретить разные типажи. У каждого свои преимущества:
- профессура экономических вузов. Знакомы с бизнесом по учебникам, журналам и беседам со слушателями, сами никогда не занимались предпринимательством. Зато хорошо знают теорию, владеют методами обучения, могут рассмотреть тему широко и всесторонне (программы Российской академии госслужащих, Классической бизнес-школы - до 38% бизнес семинаров);
- профессиональные психологи, аспиранты вузов. Их бизнес семинары обычно более поверхностны, менее системны, чем у профессоров. Однако такие ведущие лучше находят общий язык со слушателями, легко схватывают новое и доступно излагают последние веяния в теории менеджмента (Класс, Три мира, MTI, ГАСИС, Учебный центр МФД - до 30% бизнес семинаров);
- бизнес-консультанты, совмещающие теоретическую подготовку, преподавательские навыки с опытом непосредственного участия в консалтинговых проектах в реальной экономике. Часто в эту группу переходят преподаватели вузов, которых бывшие выпускники приглашают в компании для консультирования (Титул Групп , Personal Upgrade, Контур-ТМ, Выбор, ГАСИС - до 12% бизнес семинаров);
- консультанты, рекрутеры, психологи по вопросам кадрового менеджмента из агентств по подбору или тестированию персонала, которые занимаются поиском и проверкой сотрудников. Для них бизнессеминары только часть многоплановой работы с заказчиком. Они не всегда владеют самыми современными и эффективными методами менеджмента, рассматривают проблемы компаний не всесторонне, а только с позиции кадровиков, но зато отлично знают, как работают преуспевающие западные компании и наши фирмы (Евроменеджмент, SHL - до 9% семинаров);
- сотрудники российских филиалов западных тренинговых компаний. В такие филиалы принимают на работу хорошо обучаемых, артистичных и коммуникабельных психологов, преподавателей вузов, переводчиков, менеджеров. Им выдают уже готовые программы бизнес семинаров. Эти программы не всегда адаптированы к российским условиям и индивидуальным особенностям отдельных компаний, но они действительно составлены с учетом эффективных технологий и современных направлений менеджмента (TMI, Arthur Andersen, CBSD, Team-Trainings - до 7% семинаров);
- выпускники бизнес-школ, которые получили системное образование западного типа и сами прошли десяток бизнес семинаров, хорошо усвоив современную манеру проведения подобных мероприятий, но по каким-то личным мотивам не спешат занять кресло наемного топ-менеджера в крупной корпорации (Арсенал - до 3% семинаров);
- руководители крупных тренинговых компаний или бизнесмены-практики, которые, имея склонность к психологии и социологии, решили временно отойти от дел и заняться распространением знаний наряду с руководством своей компанией. Не всегда методологически подготовлены так же хорошо, как работники вузов, и отлично знают работу только фирм среднего размера. Однако составили представление об успешном предпринимательстве и эффективном менеджменте на основе личного опыта (Swiss Russian Club, Арсенал, ГАСИС - больше 1%).
Систематизировать сведения о тренинговых компаниях невозможно, потому что краткосрочное бизнес-образование подвержено быстрому изменению. Тренинг-центры постоянно расширяют тематику и приглашают более перспективных преподавателей.
У каждой компании есть свои сильные и слабые стороны. Например, Personal Upgrade когда-то был отделом бизнес-тренингов известного Института семейной и групповой терапии.
- Имидж института, где большей частью решали проблемы личностного роста, стал мешать привлечению деловых клиентов, поэтому творческая группа отделилась и разработала новое направление, - говорит Елена Котельникова, директор Personal Upgrade. - Однако полученная в институте психотерапевтическая подготовка помогает лучше понять психологические проблемы руководителей компаний и их сотрудников.
Самый желанный ведущий бизнес семинаров совмещает знание экономики, психологии с опытом ведения бизнеса. Руководитель компании Swiss Russian Club Александр Кузнецов, бывший вице-мэр Ростова-на-Дону, владелец крупной строительной компании, когда-то искал тренинги для себя и подчиненных, но так и не нашел подходящего курса. В итоге он стал профессиональным психологом, организовал тренинг-центр, в свободное время лично проводит семинары и рассказывает об опыте эффективного менеджмента. Именно такие преподаватели считаются "бизнес-гуру" на Западе, и особенно на Востоке, где много, а у нас - единицы. Но кто знает, может быть, наш путь особый - "через теорию к практике", как учили в школах марксизма-ленинизма.
Источник - www.hrm.ru, журнал "Обучение за рубеж"