Источники идей в инновационном менеджменте и их организация
Источники идей в инновационном менеджменте и их организация
В преподавании существует парадокс «отсутствия наличия». Один преподаватель учит других психологии, но сам как психолог в «обучающей жизни» никудышный. Другой ведет занятия по инновационному менеджменту, но управляет процессом получения знаний весьма слабо. Третий старается научить руководителей организации нововведений, но почему-то не строит свои занятия в инновационном стиле. Преподаватель, вполне сознательно кодирующий себя на преодоление этого профессионального и довольно распространенного парадокса, может добиться значительно большего в своей педагогической практике.
Интерес практиков
Как показывает опыт преподавания инновационного менеджмента в российской аудитории, практиков – руководителей и специалистов – особо интересуют две вещи:
во-первых, что представляет собой организация инновационного менеджмента на предприятии;
во-вторых, какой фактический механизм управления нововведениями имеется на «нашем» предприятии.
В первом случае речь идет о проекте системы инновационного менеджмента, а во втором – о фотографии существующего инновационного механизма.
Почему дана последовательность «проект – фотография», а не обратная - «фотография – проект»? Дело в том, что, как показала моя личная практика преподавания, подавляющее большинство руководителей и специалистов не владеют «кодами фотографирования». Ведь для того, чтобы «сфотографировать» какую-либо систему на предприятии, необходимо знать ее главные составляющие, которые и являются так называемыми «кодами», позволяющими раскрыть ее содержание. Так называемое «свободное фотографирование», как правило, не приносит желаемого результата, поскольку «свобода» без владения «кодами» превращается в «рабство незнания».
В данной связи необходимо подчеркнуть, что опытный преподаватель, владеющий соответствующими технологиями обучения, может помочь слушателям в получении «фотографии» инновационного менеджмента на предприятии, в организации. Однако, как это не покажется парадоксальным, трудоемкость такого процесса подчас гораздо выше по сравнению с разработкой проекта. Имея перед собой такой проект в виде логической и информативной схемы, слушатель, «идя по рельсам», может получить «фотографию» инновационной системы, а также сравнить, что в ней есть и чего в ней нет по сравнению с проектной разработкой.
Таким образом, с точки зрения педагогики мы можем сделать следующий вывод: обучение руководителей и специалистов инновационному менеджменту предполагает прежде всего создание и использование инновационных обучающих технологий (ИОТ), имеющих практическую направленность и способствующих приобретению необходимых знаний и навыков.
При этом следует отметить одно весьма важное обстоятельство. Так называемая «обучающая мотивация» слушателей формируется как за счет инновационной обучающей технологии по инновационному менеджменту, так и ее прагматической ориентации. Нет ничего более «пещерного», как зевки, борьба со сном и «уходы сознания» на занятиях по инновационному менеджменту!!!
Как показывает практика, для системы инновационного менеджмента на предприятии (в организации) это одна из «стартовых» и важнейших составляющих. В области инноваций существует негласное и неумолимое правило: для того, чтобы что-то менять, развивать, изменять, улучшать, совершенствовать, рационализировать или обновлять, нужны идеи. При этом имеет значение и количество идей: одна идея – хорошо, две – лучше, а три – великолепно, поскольку появляются варианты.
В этой связи первый блок в проекте и/или в фотографии инновационного механизма называется «Источники идей». Он может иметь и другое название, например «Организация инновационных идей». Такое название, безусловно, сильнее, поскольку отражает целенаправленный и определенным образом организованный процесс «добычи» и «выдачи» идей.
Поэтому в первом случае появляется перечень источников идей, а во втором к ним добавляются определенные организационные формы.
Если суммировать разработки разных рабочих групп слушателей, представлявших учреждения системы социальной защиты населения или социальные учреждения (центры социального обслуживания, детские реабилитационные центры и дома, интернаты для пожилых и престарелых, и др.), то источники инновационных идей можно разделить на внешние и внутренние (см. таблицу).
Рабочие группы, сделавшие акцент на организации инновационных идей, наряду с источниками, предложили и определенные организационные формы. К ним (в суммированном варианте) относятся следующие:
- Введение специальной должности (например, менеджера по инновациям) для сбора, обработки и систематизации инновационных идей, а также выработки (совместно с руководством учреждения) и реализации инновационной политики в социальном учреждении;
- Создание специальной комиссии (на временной основе) для оценки и отбора по определенным критериям инновационных идей;
- Формирование инновационного отдела из 2 - 3 человек (при благоприятных финансовых условиях) для выполнения задач и функций инновационного содержания;
- Организация «Банка инновационных идей» для хранения, пополнения и обновления соответствующей информации.
Необходимо отметить, что в процессе работы над первым блоком проекта слушатели проявили три вида мышления:
1) Информационное, когда члены рабочей группы особое внимание уделили определению источников инновационных идей;
2) Организационное, при котором рабочая группа сделала упор на организационные формы получения идей;
3) Технологическое, которое нашло отражение в установлении последовательности работы с инновационными идеями.
Одна из рабочих групп представила и защитила проект, первый блок которого был выполнен именно в технологическом ключе (см. Перечень).
Перечень
- Сбор и первичная обработка информации комиссией, в которую входит руководитель и ведущие специалисты;
- Рассмотрение поступивших предложений;
- Сортировка идей по направлениям, значимости и срокам;
- Выявление наиболее важных и потенциально эффективных предложений;
- Составление перечня предложений;
- Создание банка данных;
- Выбор наиболее значимой на данный момент времени инновационной идеи.
Автор: Е. Комаров
Источник: ''Управление персоналом''#1, 2000
Дата публикации: 14.12.2000