Как выбирать бизнес семинар: первые три часа
Как выбирать бизнес семинар: первые три часа
Допустим, бизнес семинар прошел "предварительную" проверку, Вы решили, что сюда стоит прийти. Теперь Ваша задача - понять, стоит ли здесь остаться. Вам повезло - организаторы предоставляют участникам возможность "прийти и послушать". Тогда у Вас есть 3 (условно) часа для проведения НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ проверки. Этого достаточно, чтобы осуществить личную экспертизу: сориентироваться, понять "правила игры", убедиться в правильности (неправильности) своего выбора и решить, подходит ли это Вам.
Для проведения ЛИЧНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ (как и любой экспертизы) нам необходимы какие-то эталоны. Но ведь Клиент не эксперт, специализирующийся на анализе бизнес-обучения. У него и опыта такого обучения, может, нет. И эталоны у всех участников субъективные и разные. Но есть нечто, объединяющее всех участников, независимо от их опыта и "продвинутости". Это желание, чтобы семинар, на который они пришли, оказался качественный, "хороший". А когда мы оцениваем семинар как хороший? Когда он СООТВЕТСТВУЕТ нашим ожиданиям. Очень хороший семинар ПРЕВОСХОДИТ наши ожидания. Когда семинар НИЖЕ уровня ожиданий - он получает оценку "плохой".
Поэтому, первое, что нам необходимо сделать для проведения личной экспертизы - это определиться с СОБСТВЕННЫМИ ЦЕЛЯМИ и ожиданиями. И попытаться перевести их из состояния "абстрактности" в состояние "конкретности". Зачем Вы пришли на семинар, какой результат хотите получить?
Поскольку мы ведем речь о бизнес-ОБУЧЕНИИ, то примем как конструктивную цель - НАУЧИТЬСЯ чему-либо. В идеале - после тренинга, бизнес семинара участник должен знать (понимать, уметь) то, чего до этого он НЕ (или не в такой степени) знал (понимал, умел). В реальности же вовсе не 100% участников приходят на семинар с целью научиться или решить конкретные задачи. Из высказываний участников:
- хочу узнать вообще, что это такое - тренинг,
- давно я не учился, хочу чего-нибудь нового (хоть чего!), устал от бега по кругу,
- а меня фирма послала на бизнес семинар, что ж не сходить…,
- много слышал об этом тренере (фирме, теме), любопытно посмотреть,
- мне резюме нужно "разукрасить", а здесь приличный сертификат, солидная фирма,
- людей посмотреть… себя показать… полезные знакомства завести….
Говорят, в какой поезд сядешь - туда и приедешь. Куда ВЫ едете? За что деньги платите - за впечатления, за интересное структурирование времени, за сертификат или все-таки за новые знания и навыки?
Иногда процедура "моделирования результата" задается самим тренером - участникам предлагается озвучить свои цели и ожидания, задать вопросы, а тренер корректирует их с поправкой на конструктивность, а также на цели и возможности бизнес семинара. Мы в своих тренингах это называем "заключение контракта" и считаем процедуру обязательной.
Если какая-то из перечисленных выше "побочных" целей для Вас главная, то обучающие качества семинара могут вообще стать фактором второстепенным. Если же Ваша цель все-таки - научиться, идем дальше.
Чтобы вывести параметры, по которым мы станем оценивать семинар (тренинг), зададимся вопросом - что есть в ЛЮБОМ бизнес семинаре, независимо от его уровня и качества:
- есть ИНФОРМАЦИЯ (предмет изучения), представленная на различных носителях: от "живого носителя" (тренера) до "твердых копий" (раздаточных материалов, CD-дисков, видеокассет и пр.),
- есть ТРЕНЕР, преподаватель ("живой" носитель информации и методик),
- есть УЧАСТНИКИ (которые могут быть поставлены в позиции либо "воспринимателей" информации, либо действительно участников семинара),
- есть сам СЕМИНАР (то, что порождается здесь и теперь в процессе обучения и общения и определяется словами "атмосфера", "комфорт", "климат", "отношения" и пр.).
Отсюда 4 группы параметров:
- ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ параметры - качество информации и качество методик, предлагаемых на бизнес семинаре.
- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ параметры - все, что касается тренера: как профи в информации и методиках, как педагога и как личности.
- ОБУЧАЮЩИЕ параметры - практическая-обучающая-тренинговая составляющая семинара (будет ли у участников шанс практически научиться чему-либо).
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ параметры - атмосфера бизнес семинара, которую во многом задает тренер, а также общая организация семинара.
Теперь по всем параметрам предложу несколько критериев оценки, предоставляя Читателю возможность продолжить (или сократить) этот список.
ИНФОРМАЦИЯ | Критерий 1. Новизна (для Вас лично) и востребованность информации. Критерий 2. Способ подачи информации. Критерий 3. Технологичность |
ТРЕНЕР |
Критерий 4. Опыт тренера в той методике, которой он обучает. |
ОБУЧЕНИЕ | Критерий 8. Обучающие методики. Критерий 9. Обратная связь. |
СЕМИНАР |
Критерий 10. "Режиссура" семинара. Критерий 11. Атмосфера семинара и отношение к участникам. Критерий 12. Организация семинара. |
Подробнее об этих критериях читайте в статье "12 критериев выбора бизнес семинара"
Источник: Рекламное Измерение