Тренинг по командообразованию: Всегда ли он нужен и как к нему подготовиться?
Тренинг по командообразованию: Всегда ли он нужен и как к нему подготовиться?
Тренеры, имеющие опыт проведения тренингов по управленческой тематике, могут столкнуться с необходимостью проведения мероприятий по командообразованию. Этот вывод напрашивается сам собой, поскольку, как часто случается, традиционный управленческий тренинг дает улучшение индивидуальных навыков участников, но не решает реальных проблем в рабочих группах и не помогает менеджерам лучше взаимодействовать друг с другом и с подчиненными. Поэтому тренерам, особенно тем, кто работает внутри компании, требуются навыки построения команд или фасилитации.
Командообразование - это организованное усилие по улучшению командной эффективности. Оно может включать в себя определение и разъяснение политики/целей; ревизию и улучшение процедур; поиск более инновационных и творческих путей решения задач; улучшение управленческой практики в таких областях, как межличностная коммуникация, принятие решений, делегирование, планирование, наставничество, развитие карьеры, стимулирование; улучшение взаимодействия между членами команды; улучшение внешних отношений (с клиентами, поставщиками); улучшение взаимодействия с другими рабочими группами; совершенствование продуктов и/или услуг.
В некотором смысле командообразование строится на основе спортивной модели. Основные требования к команде звучат, как правило, так: производительность должна постоянно улучшаться, команда не должна останавливаться на достигнутом, команда должна постоянно стремиться к большей командной сплоченности, с охотой участвовать в самоанализе и обратной связи (как получая, так и давая ее), и наиболее значимыми признаются такие ценности как открытость, доверие, спонтанность, взаимность, разделение чувств, забота о товарище, принятие риска на себя и экспериментирование.
Командообразование обычно начинается тогда, когда лидер команды осознает, что возникли препятствия в развитии командной эффективности, что она пробуксовывает, что необходимы изменения, и что ему требуется помощь для решения этих задач. Стоит заметить, однако, что бывают ситуации, когда лидер команды заявляет о необходимости сплочения команды с такой целью, чтобы его воля и управленческие решения были более полно донесены до сведения группы. В последнем случае командообразование будет напрасной тратой времени, поскольку в понимании такого лидера от членов команды требуется подчинение, а не большая креативность, независимость или экспериментирование.
Командообразование также вряд ли будет успешным, если подстегивается тем обстоятельством, что в другом отделе его уже проводили, или кто-то на более высоком уровне принял такое решение.
Тренинги по командообразованию могут проводиться во время крупных реорганизаций, слияния или приобретения, или сокращения персонала. Он может потребоваться в связи с существенно возросшими обязанностями, изменениями в миссии или появлением новых программ, например, сокращения расходов или улучшения качества.
Перед открытием нового завода, офиса полезно также провести командообразование. Целями такого тренинга могут быть разъяснение миссии, политики, приоритетов и ожиданий, а также более осмысленное знакомство членов команды друг с другом и хороший старт для развития продуктивных отношений между членами команды.
Один из способов лучше понять тренинг по командообразованию - это определить, чем он не является:
- Это не занятие, которое может быть с успехом проведено любым менеджером или лидером команды. Разделение ролей лидера и управленца, активное слушание, желание получать и давать обратную связь, поддержка и воодушевление других, создание атмосферы открытости - это навыки и способности, которыми не все менеджеры обладают. Другими словами, готовность лидера - это ключевой момент успешного командообразования
- Оно не будет эффективным, если не все члены группы привержены этой идее.
- Оно предназначено не только для рабочих команд, 'попавших в беду'. Все рабочие группы могут улучшить свою эффективность с помощью хорошо проведенного тренинга
- Все проблемы не решить 'одним выстрелом'. Первоначальный тренинг должен быть подкреплен последующими посттренинговыми мероприятиями. Это долгосрочное вложение в единство и здоровье команды
- Это не панацея. Тренинг не может преодолеть проблем, относящихся к большей системе, как, например, недостаточные ресурсы, неэффективная система мотивации, плохое руководство на более высоком уровне, неэффективная система коммуникации в организации или недостаток кооперации с другими подразделениями
- Это не простое мероприятие. Тяжелая работа, терпение и терпимость, желание потратить необходимое время, рисковать и экспериментировать - вот некоторые ингредиенты успешного построения команды
- Это не происходит само по себе без помощи опытного фасилитатора. Некоторые менеджеры могут сплачивать команды самостоятельно, но таких очень мало. На самом деле, наличие нейтрального наблюдателя - фасилитатора - обязательное условие успешного процесса.
- Это не процесс, создающий зависимость от фасилитатора. В действительности доказательство эффективности фасилитатора приходит тогда, когда группа перестает в нем нуждаться.
Следует также заметить, что в жизни организации бывают времена, когда тренинг по командообразованию может быть неуместен, например, в период массированного сокращения численности персонала. Обычные техники, направленные на построение команды, в этой ситуации не помогут - они требуют способности строить отношения доверия, а в данной ситуации уровень доверия низок.
Командообразование отличается от других стандартных групповых занятий заключается наличием двойной области воздействия:
- Работа сама по себе (цели, политика, приоритеты, процедуры, проблемы, продукты, услуги)
- Оценка, даваемая самой группе в отношении ее способности выполнять данную работу (групповой процесс). Хотя фокус на работу против фокуса на процесс может варьировать в зависимости от (а) потребностей каждой группы, (б) способности и желания группы получать обратную связь о себе и (в) стиля фасилитатора,- первичный фокус обычно направлен на повышение производительности.
Принимая во внимание пункт 2, мы выделяем 3 относящиеся к членам команды задачи, которые определяют, станет ли группа командой или нет:
- Членство: Я внутри или за пределами? (Чем более внутри мы себя чувствуем, тем больше наше сотрудничество и энтузиазм, и наоборот)
- Влияние: Имею ли я какую-нибудь власть и влияние? (Это относится к сохранению ли понижению самооценки)
- Личностный рост: Будут ли здесь возможности использовать, развить и расширить необходимые навыки и способности?