Рональд Перельман
Рональд Перельман/ Ronald Perelman
Рональд Перельман прославился вовсе не созданием компаний, а своим умением извлекать максимум прибыли от их разрушения. |
Рональд Перельман в свое время снискал у сильных мира сего репутацию наглеца и выскочки. Однако впоследствии он простил бизнес-элите все обиды и постарался стать ее частью.
Рональд Перельман прославился вовсе не созданием компаний, а своим умением извлекать максимум прибыли от их разрушения. Многомиллиардное состояние он создал практически с нуля, покупая фирмы на одолженные деньги. Интересно, что родной отец побоялся доверить ему семейный бизнес, а вот музыкант Род Стюарт не побоялся взять ударником на свой концерт. И еще: Перельман оказался первым человеком, нанявшим Монику Левински после ее увольнения из Белого дома.
Рональда Перельмана американский журнал Forbes оценивает в $4.5 млрд., что обеспечивает ему 87-е место в 2008 году среди богатейших людей мира. Помимо Revlon он контролирует такие компании, как Scientific Games и Panavision.
Рона Перельмана своим другом считают такие известнейшие музыканты, как Род Стюарт и Джонни Бон Джови. Стюарт помог Рону даже осуществить мечту детства - на одном из его концертов Перельман сыграл ударником. И, по мнению слушателей, не испортил общей картины. В благодарность Перельман делился с Родом своим богатым опытом разводов. «Рон звонил каждый день, - говорит Стюарт, - чтобы узнать, как у меня дела».
Перельман отличается редкой дотошностью во всем, что касается денег. Антикварный дилер De Vos and Girand из Нью-Йорка подал на него в суд за то, что он отказывается оплатить несколько предметов антикварной мебели стоимостью около $1 млн. Перельман же оправдывает свое поведение тем, что он недавно купил у De Vos and Girand антикварный обеденный стол за $1 млн., который оказался искусной подделкой. Теперь же, по мнению его представителей, они с De Vos and Girand квиты.
Рональд Перельман заработал состояние на том, что грамотно вкладывал деньги. И он — не просто удачливый бизнесмен, а профессиональный рейдер. Впрочем, в его карьере были взлеты и падения.
Рональд Перельман – захватчик корпораций
Родился Рональд Перельман в 1943 году в Филадельфии, в семье бизнесмена. Его отец, Рэймонд Перельман, владел Belmont Industries, которая занималась металлопереработкой и еще контролировала около десятка филадельфийских предприятий.
Папа видел в Рональде прежде всего своего наследника и руководителя семейного бизнеса. С 11 лет Рон должен был появляться на заседаниях совета директоров, и отец не стеснялся требовать от сына таких же компетентных ответов, как и от других членов совета. И когда Рональд поступал в Университет Пенсильвании, его будущее казалось вполне определенным. Но сам Рон, который к тому моменту вымахал до баскетбольного роста - 195 см, обожал играть на барабанах и видел себя не бизнесменом, а ударником в рок-группе. И в университете он сначала получил степень бакалавра искусств и лишь затем - магистра делового администрирования.
То, что Рональд предпочитал музыку бизнесу, не нравилось отцу. В конце концов, Рэймонд предпочел поставить во главе нее другого своего сына - Джеффри. Так, проработав в семейной Belmont Industries до 35 лет, Рон остался ни с чем: без карьеры музыканта, без большого капитала и без влияния. Тогда, плюнув на семейное дело, он отправился в Нью-Йорк и решил начать все с начала - и на этот раз работать только на себя.
Теперь у Рона не было ничего, кроме опыта, некоторых связей и наглости. В отличие от своего отца Перельман не собирался наращивать капитал по крохам. Чтобы разбогатеть, он решил идти ва-банк: взял кредитов на $1.9 млн. и купил сеть ювелирных магазинов в Нью-Йорке. Изюминка этой сделки состояла в том, что Рон был уверен, что ювелирная сеть сильно недооценена, а значит, он сможет перепродать ее дороже. Так и получилось. Скоро Перельман распродал купленные магазины за $15 млн., заработав на операции больше $10 млн. после возврата взятого под большие проценты кредита.
Сделка так понравилась Перельману, что на основе leveraged-buyout (покупка компаний в кредит) он решил создать для себя настоящую «денежную машину». Теперь Рон покупал недооцененные компании на заемные средства, а затем выделял из них самые «вкусные» подразделения и продавал их. Цена таких «рваных» частей оказывалась выше стоимости купленного бизнеса - фактически Перельман научился делать деньги из воздуха. Ему оставалось лишь отточить процесс.
Настоящей находкой для Перельмана стало появление нового финансового инструмента - так называемых бросовых облигаций. Они выпускались практически кем угодно и отличались от «классических» облигаций недостаточным обеспечением и соответственно очень высокой доходностью. Проценты по ним в американских долларах зашкаливали за 20% годовых. Выпустив в 1980 году таких облигаций на $35 млн., Перельман купил крупного производителя лакричного экстракта - компанию MacAndrews & Forbes. Реструктурировав ее бизнес, Рональд сделал ее ядром своей будущей империи. До сих пор во многих официальных документах он значится как ее генеральный директор и председатель совета директоров.
За прошедшие после покупки MacAndrews & Forbes пять лет Перельман потратил на покупку самых разных недооцененных компаний около $360 млн., из которых $140 млн. пришлось на бросовые облигации. К 1985 году через руки Рона прошли Consolidated Cigars, Movie Labs, Technicolor Inc., Video Corporation of America и Pantry Pride.
Набив руку на мелких фирмах, Перельман решил замахнуться на одну из крупнейших в мире косметических компаний - Revlon. Со свойственным ему чувством юмора для атаки на косметического гиганта он выбрал недавно купленную сеть небольших бакалейных магазинчиков Pantry Pride. Шутку оценили, и когда Перельман выдвинул предложение о покупке Revlon, руководство гиганта не восприняло его всерьез. Суть атаки на Revlon заключалась в том, чтобы всегда предлагать за ее акции больше всех. Но для этого требовалось много, очень много денег. Фактически речь шла о том, у кого раньше кончатся средства - у захватчика или у начавшего встречную скупку менеджмента Revlon. Хитрость Рона состояла в том, что он занимал под необеспеченные облигации и заведомо мог предложить больше всех.
И когда Перельман заявил, что будет автоматически предлагать за акцию на четверть доллара больше любого предложения менеджмента, стало не до шуток. Перельман получил контрольный пакет акций Revlon, когда цена за акцию удвоилась и достигла $56.25. Всего взятие Revlon обошлось Рону в $2 млрд., еще $1 млрд. он должен был выплатить позже. Вскоре после завершения сделки Перельман продал все медицинские подразделения Revlon за $1.4 млрд., оставив за компанией только производство косметики.
Стоит отметить, что основная доля успеха Перельмана приходится на его феноменальную способность продавать. Даже когда в начале 1990-х годов Revlon попала в сложное финансовое положение и вынуждена была продать свое подразделение Max Factor компании Procter & Gamble за $1.1 млрд. Правда, за несколько лет до этого Рон потратил на приобретение Max Factor всего $500 млн.
Даже когда Рону не удавалось купить какую-то компанию, его противникам это обходилось так дорого, что победа выглядела как поражение. Так, во время попытки Рона в 1985 году захватить одну из крупнейших инвестиционных компаний США Salomon Brothers ее менеджменту срочно потребовалось $809 млн., чтобы перебить предложение Перельмана о покупке 14% акций. Из этой суммы сама компания располагала лишь $109 млн. В конце концов помочь руководству Salomon Brothers отбиться от Перельмана помог второй богатейший человек мира Уоррен Баффетт. Взамен Баффетт получил конвертированные облигации Salomon Brothers, приносившие 9% годовых. А потери инвесткомпании только от этой сделки составили около $126 млн.
Обычно Перельман приобретает компанию — эдакого гадкого утенка, на которого не обращают внимания другие инвесторы — и доводит ее до ума. Надо сказать, что удача не свалилась Перельману на голову. Все, что он имеет, — результат большой работы и солидного образования. Он довольно общителен, и у него много знакомых среди музыкантов с мировым именем. Нередко Перельман появляется в компании таких звезд, как Джон Бон Джови, Род Стьюарт и Билли Джоэл.
Источники: