Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Азим Премджи

Азим Премджи/Azim Premji

 

  Международная конкуренция повышает качество продукта и расширяет рынок, считает Азим Премджи.


Азим Премджи – владелец компании Wipro, третьего по величине индийского экспортера ПО. Миллиардер очень закрытый человек и избегает общения с журналистами, поэтому о его жизни известно немного. Нет даже точных сведений в прессе о том, когда он родился. Биографии «индийского Билла Гейтса» (как его иногда называют журналисты) обычно начинаются с того момента, когда он взял в руки бразды управления семейным бизнесом.


Когда в 1966 году Премджи заканчивал Стэндфордский университет, скоропостижно скончался его отец. Юноша бросил учебу и вернулся в Индию, чтобы продолжать семейный бизнес. Небольшая фирма, доставшаяся ему по наследству, в то время занималась производством жиров и мыла. Сам миллиардер когда-то признался, что если бы не смерть отца, он, скорее всего, остался бы в Америке и посвятил себя другому занятию. Но случилось так, как случилось.


Премджи начал дело, не имея никакого опыта. Тем не менее, благодаря нововведениям молодого наследника – от смены названия и управленческого состава до революционной для того периода идеи – расфасовывать товар заранее, прибыль компании начала расти. Постепенно в  Wipro появлялись новые подразделения. Чутье бизнесмена подсказало будущему миллиардеру, что за компьютерами – будущее. Существенную роль сыграло и то, что благодаря политике индийского правительства, решившего изгнать с внутреннего рынка  IBM. Компания Премджи заняла свободную нишу.


На данный момент в сфере деятельности Wipro – медицинская техника, пищевые продукты, осветительные приборы, средства по уходу за детьми, и многое другое. При этом восемьдесят процентов дохода компании обеспечивается за счет высоких технологий.


Хозяин Wipro всячески приветствует международную конкуренцию, так как считает, что это повышает качество продукта и расширяет рынок.

 

  

Азим Премджи – нестереотипный магнат

В список Forbes» вот уже несколько лет уверенно входит индиец Азим Премджи — нынешний руководитель и главный акционер компании Wipro, состояние которого оценивается в 6,9 млрд. долларов. Процесс превращения Wipro Company из производителя мыла и масла с годовым доходом в 1,5 миллиона долларов в многомиллиардную диверсифицированную ИТ-компанию, лидирующую среди индийских разработчиков программного обеспечения и провайдеров информационных услуг, позволяет причислить Aзима Премджи к числу выдающихся предпринимателей не только азиатского, но и всемирного уровня.


Его называли «королем индийских высоких технологий», «самым богатым среди предприимчивых и самым предприимчивым среди богатых граждан своей страны за всю ее историю» и даже «азиатским Биллом Гейтсом». При этом сам Премджи, невзирая на свои достижения, капиталы, звания и должности, являет собой пример абсолютно не ложной или демонстративной, а самой что ни на есть естественной скромности. Он никогда не изменяет своим привычкам путешествовать экономическим классом, останавливаться в недорогих гостиницах, сдержанно и просто одеваться. «Индийские предприниматели должны стать образцом для всего населения страны. Они не имеют права жить в роскоши, пока большая часть их сограждан откровенно бедствует. Только при соблюдении этих условий индийский капитализм может быть принят обществом как подлинная модель развития после неудачных социалистических экспериментов, длившихся на протяжении многих лет. Сегодня мы, люди, добившиеся успеха, обязаны вернуть долг народу и государству», — может быть излишне патетично, но совершенно искренне говорит миллиардер Премджи, создавший один из крупнейших в Индии социальных фондов, финансирующий строительство и содержание сотен школ в самых глухих уголках страны.


Для себя и своих сотрудников босс Wipro, по его собственным словам, выбирает «трехзвездочный, а не пятизвездочный стиль жизни», считая это важной частью корпоративной культуры. По тем же принципиальным соображениям ни один из близких или дальних родственников Премджи никогда не назначался ни на какие руководящие посты в его компании. Исключение не составили даже сыновья Азима Тарик и Ришад, которым с детства было предопределено начать карьеру в Wipro с низших должностей и делом доказать, что они готовы унаследовать от отца бразды корпоративного управления.


Самый богатый человек Индии предпочитает предельно замкнутый образ жизни, стараясь меньше показываться на публике и всячески сторонясь общения с журналистами всех мастей. Даже сейчас совсем немногие соотечественники могут узнать его в лицо, в его анкетных данных путаются даже квалифицированные ИТ-обозреватели, а по поводу точной даты его рождения до сих пор нет единого мнения и у его официальных биографов.


Так или иначе, но доподлинно известно, что Азим Хашам Премджи вышел из семьи промышленника средней руки, владевшего небольшим мыловаренно-маслобойным заводом в городке Амалнер штата Махараштра. Предприятие с громким названием Western India Vegetable Products было не слишком прибыльным, но стояло на ногах уверенно — по крайней мере, когда Азиму настала пора получать высшее образование, у отца вполне хватало средств отправить его учиться в Стэнфорд, где Премджи-младший почти закончил полный курс электротехнического факультета. Почти — потому что всего за полгода до завершения учебы из дома пришло известие о скоропостижной кончине Премджи-старшего, и, несмотря на близость заветного университетского диплома, Азим принял решение вернуться в Индию, чтобы незамедлительно возглавить отцовское дело.


Успешное окончание столь престижного американского вуза сулило индийскому юноше прекрасную карьеру не только на родине: сам Премджи как-то обмолвился о том, что если бы не семейная трагедия, он, скорее всего, остался бы в США и стал специалистом по электронике во Всемирном банке. При жизни отца он почти не вникал в дела его компании и лишь периодически, во время школьных каникул, подрабатывал на его заводе, а сам готовил себя к совершенно другой, гораздо более интересной и масштабной перспективе. Но судьба распорядилась иначе, и в 1966 году 21-летний Азим вынужден был взять в свои руки руководство предприятием, о существе деятельности, принципах функционирования и способах управления которым он не имел ни малейшего понятия.


Однако времени на скорбь об утраченных иллюзиях не было, и к чести новоявленного маслопроизводителя он оказался способным на то, чтобы сразу же приступить к реорганизации фирмы, которая по привитым ему в Америке стандартам выглядела совсем уж допотопной и примитивной. Причем первым делом молодой наследник сменил название компании на Wipro Consumer Products и набрал совершенно новый состав менеджеров, делая ставку на их профессионализм, приверженность современным методам ведения бизнеса и настрой на его технологическое совершенствование. А вслед за этим последовала целая серия совершенно революционных для тогдашней индийской промышленной системы реформ, коснувшихся практически всего производственно-сбытового цикла предприятия — от обеспечения его сырьем до организации рабочих мест, от расфасовки готовой продукции до ее распространения на малоосвоенных рынках сельских районов Индии.


Азим Премджи не собирался оставлять фирму в рамках прежней отраслевой сферы — буквально первые же полученные от реконструкции дополнительные средства он стал направлять на создание новых производств диверсифицируемого бизнеса. Так возникли специализированные структуры Wipro, занятые выпуском гидравлического оборудования, медицинской техники и осветительных приборов, которые наряду с пищевыми продуктами и гигиеническими средствами продолжают фигурировать в ассортименте корпорации по сей день, позволяют ей оставаться в числе лидеров.


В то время уже не нужно было обладать сверхъестественным чутьем, чтобы предвидеть экономические перспективы компьютерной индустрии и электронных технологий, но необходима была предприимчивость, решимость и настойчивость, чтобы организовать переориентацию компании на совершенно незнакомый ей курс инновационных разработок и интеллектуального производства в условиях полного отсутствия в стране квалифицированных кадров, инфраструктуры и промышленной базы.


На помощь инициативе Премджи вовремя подоспела политика государственного протекционизма, посредством которой правительство Индии в 1977 г. решило потеснить со своего внутреннего рынка довольно вольготно устроившуюся там корпорацию IBM. Wipro не упустила своего шанса занять освободившуюся нишу, начав серийное производство компьютерной техники по технологии американской фирмы Sentinel. А с 1984 г. Wipro Company занялась разработкой программного обеспечения, быстро расширяя круг своих непосредственных клиентов — индийских корпоративных пользователей — благодаря необычайно высокому для них качеству своего софта и непривычной четкости работы системы его послепродажного сопровождения. К началу 90-х гг. компания Премджи заняла лидирующие позиции на национальном ИТ-рынке, и ее директорат принял решение о переносе штаб-квартиры в один из главных центров индийских высоких технологий — Бангалор. А в 2000 году на индийском фондовом рынке вокруг акций Wipro разгорелся настоящий ажиотаж, в результате которого их рыночная стоимость выросла на рекордные для National Stock Exchange 215%.


Все вышеперечисленные свойства «фирменного стиля» Wipro помогли компании в свое время выйти и на внешний рынок, приступить к распространению и обслуживанию своей продукции среди зарубежных потребителей и превратиться в постоянного делового партнера Microsoft, Canon, Cisco Systems, Hewlett-Packard, Sun Microsystems, Adobe и других известнейших ИТ-авторитетов. Тесное сотрудничество Wipro с мультинациональными корпорациями началось задолго до того, как индийское правительство приступило к осуществлению экономических реформ и совместные предприятия стали для страны обычным делом. И несмотря на то что становление ИТ-бизнеса Wipro Company происходило на фоне «борьбы с засильем иностранных производителей» и в процессе острого соперничества фирмы с западными концернами, Премджи всегда приветствовал и продолжает отстаивать неограниченность и международной кооперации, и международной конкуренции. Он даже позволил себе открыто проигнорировать приглашение войти в состав так называемого «бомбейского клуба» и раскритиковать его организаторов из числа индийских бизнесменов, выступающих против государственного стимулирования иностранных инвестиций.


Источник

http://www.ibusiness.ru



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Магдалена Самозванец

Люди часто не знают, что делать с временем, но оно-то знает, что делать с людьми.

 

Сделать стартовой