Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Ханс Раусинг

Ханс Раусинг/ Hans Rausing

Ханс Раусинг превратил крохотный семейный бизнес в мировую империю упаковки: пакеты самых разных форм и объемов вошли в повседневную жизнь миллионов людей практически во всех странах мира 


Швед Ханс Раусинг, один из создателей империи по производству упаковочных материалов занимает 73 строчку рейтинга «Форбс» самых богатых людей мира. Его состояние оценивается в 9 млрд. долларов. Именно Ханс Раусинг сделал из крохотного семейного предприятия глобальную империю по производству тары для продуктов питания с оборотом восемь миллиардов евро. В одной центральноафриканской стране, где в жару терялась большая часть молочной продукции, изображение пакетов Tetra Pak, в буквальном смысле спасших местное население от голодной смерти, было помещено на банкноты национальной валюты.

О шведском предпринимателе широкой публике известно мало. В основном его экзотические привычки. Раусинг, к примеру, долгое время ездил на потрепанной «Ниве», чем демонстрировал привязанность всей своей жизни - любовь к России. Он вообще предпочитает близость к народу. Ханс Раусинг любит проводить лето в родных краях. Оставив семью и прислугу в своем английском поместье, живет жизнью обычного шведа, готовит себе еду, стрижется у деревенского парикмахера и требует полагающейся ему пенсионной скидки при покупке билетов в театр. Даже самые ярые фанаты предпринимательских талантов Раусинга должны признать: на фоне «новых британцев» из России и Индии, с их мегаяхтами и футбольными клубами, ньюсмейкер из Раусинга никакой. Впрочем, он всегда сторонился гламура и даже к самым пафосным светским мероприятиям относился с легкой иронией.

Ханс Раусинг страстно мечтал открыть дело в России. Первый контракт с Советским Союзом ему удалось подписать в конце 50-х годов. В 1961 году несколько советских заводов было оснащено шведскими линиями по упаковке жидких продуктов. Однако по-настоящему бизнес в России Хансу Раусингу удалось развернуть только с приходом перестройки. Свидетельство о регистрации совместного предприятия, выданное Tetra Pak, было за номером три. «Мы здесь, чтобы остаться». Именно тогда шведский предприниматель определил развитие бизнеса в России как одну из приоритетных задач компании.

В первые годы деятельности совместного предприятия корпорация Tetra Pak вложила в наш рынок около 300 миллионов долларов. Сейчас, когда от желающих инвестировать в быстро растущую российскую экономику нет отбоя, эта цифра может показаться незначительной. Но в период разрухи и дикого капитализма эти 300 миллионов были одной из самых крупных прямых инвестиций.

В те годы Ханс Раусинг проводил в России больше времени, чем в своем шведском офисе. Одновременно в нашей стране велось несколько проектов. Поэтому поездки следовали одна за другой. В сотрудничестве с Tetra Pak возникли фирмы, которые впоследствии стали лидерами российского пищевого рынка – «Мултон», «Вимм-Билль-Данн», «Лебедянский». Мало кто знает, что именно компания Раусинга разрабатывала бренды, дизайн упаковки и даже выводила на рынок многие популярные ныне марки молочной продукции. Без преувеличения можно сказать, что команда менеджеров Ханса Раусинга заложила основу новой эстетики в пищевой промышленности нашей страны.

Ханс Раусинг: любовь к России, бизнес и благотворительность

История становления семейного бизнеса началась в 1929 году, когда выходец из небогатой семьи Рубен Раусинг, отец Ханса, зарегистрировал в шведском городке Лунд небольшое предприятие по производству упаковки. Вначале возникла идея далеко не эксцентричная и лежащая, казалось бы, на поверхности. В конце 20-х годов прошлого века пищевая промышленность вышла на качественно новый уровень: появились полуфабрикаты, бурно развивалось производство консервов. Молодой предприниматель Рубен Раусинг пришел к выводу, что молочная промышленность нуждается в принципиально новой, разовой упаковке. При этом она должна быть более экономичной и гигиеничной, чем существовавшая до этого стеклянная тара.

Дела фирмы шли посредственно до тех пор, пока не случилось открытие. Лаборант компании Эрик Валленберг предложил разливать молоко в бумажные пакеты в форме тетраэдра - четырехгранной пирамиды. Такой пакет легко склеить, он занимает мало места и супертранспортабелен.

Несмотря на то что идея принадлежала ученому, Рубен Раусинг оформил патент на свое имя. Справедливость восторжествовала лишь спустя несколько десятилетий. В 1991 году Шведская королевская академия инженерных наук и другие высокие инстанции признали авторство Эрика Валленберга, но к тому времени тетраэдр уже прочно ассоциировался с компанией Tetra Pak.

С точки зрения общечеловеческой морали старший Раусинг поступил некорректно. Однако не будем забывать, что с момента изобретения тетраэдра в 1944 году до его промышленного производства прошло почти десять лет. И все эти годы основатель компании жил впроголодь, экономя на малом ради одной-единственной цели - внедрения невиданной до селе молочной упаковки. Неизвестно, чем могла закончиться история упаковочного бизнеса, если бы не удачное стечение обстоятельств.

Сегодня в это трудно поверить, но первые тетраэдры чуть было не привели отца Ханса Раусинга к банкротству. Домохозяйки просто игнорировали молочную продукцию в новой упаковке. Причина была более чем прозаичной - молоко часто выплескивалось, как только у пакета срезалась макушка. Дело спасло появление супермаркетов. Торговля, поставленная на поток, продиктовала спрос на универсальную форму упаковки. Тетраэдры хорошо укладывались в ящики, их легко было размещать в торговых залах.

Пока старший Раусинг бился над запуском поточной линии для выпуска невиданной упаковки, у него подрастали два сына - Ханс и Гад. Младший Ханс еще в раннем возрасте проявил склонность к языкам и литературе. Поступив в университет родного Лунда, решил заняться изучением русского языка и литературы. Для того времени выбор был достаточно необычным. Но Раусинг-младший оказался однолюбом. Именно по этой специальности он получил степень бакалавра и уже собирался писать научную диссертацию по русской поэзии (Ханс без ума от Пушкина), когда отец поставил его перед выбором: либо литература, либо семейное дело.

В 28 лет Ханс Раусинг возглавил предприятие, в штате которого вместе с ним насчитывалось лишь восемь человек. Именно его тяга к путешествиям, познанию культуры других народов стала тем локомотивом, который вытянул крохотную фирму на международную арену. И здесь выяснилось, что уникальная упаковка компании Tetra Pak - так с 1951 года стало называться семейное предприятие Раусингов - востребована в самых разных точках земного шара. В Латинской Америке в бумажные пакеты могли разливать соки, во Франции - вино, в Италии - кетчуп. Ханс Раусинг сумел открыть представительства компании в 165 странах! Чтобы представить реальный объем продукции, выпускающейся сегодня корпорацией, достаточно привести всего лишь одну цифру - каждый год во всем мире продается почти миллиард литров молока, вина, соков и соусов в картонных упаковках Раусингов.

Увлеченность главы Tetra Pak Россией не всегда находила понимание среди остальных членов семьи Раусингов. Особенно у третьей генерации бизнесменов, сыновей его старшего брата Гада, занимавших к тому времени руководящие посты в семейной корпорации. Они не преминули указать на ошибки своего дяди. К примеру, много времени и денег в Tetra Pak потратили на то, чтобы загнать в продвинутую упаковку любимый Хансом Раусингом русский борщ. Не получилось. Борщ обязательно должен быть с мясом, и это было главной проблемой - длинные волокна мяса мешали запечатывать шов. Убытки племянники списали на чудачества дядюшки.

Кое-кто воспринимал как чудачество и инвестиции в разрушенную экономику России. Если бы скептики знали, какой прибылью обернутся для Tetra Pak те 300 миллионов инвестиций, сделанных на первом этапе развития рынка в нашей стране! Однакорешили дело по-другому. Ханс Раусинг получил семь миллиардов долларов отступных, племянники - возможность рулить.

Расставшись с Tetra Pak, Ханс Раусинг не расстался с Россией. Он продолжал инвестировать в средний и мелкий российский бизнес как частное лицо. Причем давал деньги под честное слово даже в период дефолта! К примеру, владелец кондитерского бизнеса Андрей Коркунов любит вспоминать о том, что свой начальный капитал получил именно от Раусинга.

Таких историй про миллиардера могут рассказать немало российских предпринимателей. Но не нужно представлять его этаким Дон Кихотом от бизнеса. Раусинг умеет считать деньги и как всякий капиталист не любит платить налоги. По этой причине ему даже пришлось покинуть Швецию и перебраться в Англию. Из-за разорительных налогов сменила прописку и штаб-квартира Tetra Pak, обосновавшись в швейцарской Лозанне.

Став британским резидентом, Раусинг купил в Южной Англии земельный надел, где воздвиг дворец с огромными угодьями и поселил в нем семью - жену и троих детей. Этот дом обслуживают 52 человека прислуги. Одновременно он построил летний «домик» на острове Барбадос, который обошелся ему в 20 миллионов долларов.

Его нынешний бизнес тоже сродни благотворительности. Большую часть своих денег, полученных от продажи доли в Tetra Pak, он вложил в небольшую шведскую компанию Ecolean, разрабатывающую качественно новый вид продуктовой тары. По мнению Раусинга, продвинутый вид экологически чистой, полностью перерабатывающейся после употребления упаковки на основе мела и карбида кальция, произведет вторую революцию в этом бизнесе.

Источник

http://www.itogi.ru



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Зиг Зиглар, признанный американский специалист в области мотивации, лектор, консультант

Большинство людей, которые терпят неудачу в достижении своей мечты, терпят ее не от недостатка способностей, а от недостатка целеустремленности.

 

Сделать стартовой