Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Леонардо Дель Вечио

Леонардо Дель Вечио /Leonardo Del Vecchio

   Фирма выросла и развилась только благодаря энергии ее владельца, благодаря его деловым качествам и личному энтузиазму

Владелец крупной компании по производству очков Luxottica Леонардо Дель Вечио расположился на 77 месте списка «Форбс» самых богатых людей в мире. Его доход составляет 10 млрд. долларов.

Сегодня фирма Люксотика, возглавляемая Леонардо Дель Вечио, это целая бизнес-империя, имеющая в своих активах множество предприятий, выпускающих оптические и защитные линзы, оправы и аксессуары к очкам, расположенные в Америке, Китае и Италии и России. Фирма выросла и развилась только благодаря энергии ее владельца, благодаря его деловым качествам и личному энтузиазму.

Производственные мощности фирмы Люксотика, размещенные в Италии, других странах Европы и в России, 6000 розничных складов по продаже продукции фирмы, расположенные в разных концах света, труд тысяч людей различных специальностей сделали Леонардо Дель Вечио, затратившего десятки лет своей жизни на развитие фирмы, очень богатым человеком.

Было время, когда итальянская пресса называла Леонардо Дель Вечио  «Signor Nessuno» («Мистер никто»). Действительно, хотя его бизнес развивался успешно, сам Дель Вечио оставался в тени. Сегодня его пакет акций в Luxoticca Group SPA, крупнейшем в мире производителе оправ для очков, составляет 73%.  Уже очевидно, что слова «мистер никто» мало соответствуют реальному весу г-на Дель Вечио.

Теперь его в Италии зовут Леонардо Второй, и думается, он не менее известен, чем Леонардо Первый - да Винчи, гений Возрождения.

Его жизнь - это не дежурная летопись бизнеса, а целый кинороман. Кавалер труда, как и нынешний премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, дель Вечио тоже одно время увлекался политикой. Несколько лет был даже советником в местном муниципалитете от левоцентристов. Но затем предпочел политическим играм воспитание дочери Маризы (она, кстати, руководит сейчас Музеем очков) и биржевые «горки». Luxottica, входящая в число тридцати крупнейших компаний Италии, котируется и на Уолл-стрит, и в Милане. Стоившие на Нью-Йоркской бирже в 1990 году по 1,9 доллара за акцию, сегодня ценные бумаги оптического гиганта поднимаются до 25 долларов за акцию. Рабочие в Агордо, являющиеся миноритарными акционерами группы, своего патрона боготворят. Есть за что: на предприятиях Luxottica и зарплаты выше, чем на других фабриках отрасли, и столовая бесплатная.

Правда, работа непростая: чтобы изготовить только одну пару очков, нужно проделать до 170 различных операций, подчас трудоемких, некоторые из них занимают до двенадцати часов. Но Леонардо Второй, следуя завету древних римлян, «поспешает медленно». «Мы единственное в мире оптическое предприятие, - уверен он, - вобравшее в себя весь процесс: от разработки исходных материалов до вставления стекол». Кто-то, конечно, в Италии, на чью долю приходится 27 процентов мирового рынка очковой оптики, попытается это оспорить. Но синьору Леонардо и его команде до резонеров и дела нет. В конце концов, «Дель Вечио» переводится с итальянского как «старик». А человек, насыщенно и достойно проживший жизнь, имеет право быть гордым.

Леонардо Второй – Леонардо Дель Веччио

«Где очки?» - с этого сакраментального вопроса начинал каждый новый день отец-келарь. Маленький Лео с семи лет жил и учился в «Мартинитт» - одном из миланских сиротских приютов, который содержали монахи. У синьоры дель Веччио, не имевшей постоянной работы и ходившей служанкой по домам, не было мужа, зато уродилось пять детей. Вот и пришлось их раздать по домам призрения. В четырнадцать лет Лео решил пойти работать, надо было помогать матери. Шел сорок девятый год - время голодное, послевоенное. Но после долларовых вливаний из-за океана Италия начала оживать - принялась прокладывать дороги, строить дома, восстанавливать заводы.

Леонардо Дель Вечио устроился учеником механика на завод, выпускавший автомобильные запчасти. Нельзя сказать, чтобы работа там была интересной, но парень давно привык извлекать пользу даже из самых занудных занятий. На заводе Лео научился обрабатывать металл - придавать ему форму, полировать… Пальцы его были тонкими, но сильными. Даже с самыми мелкими деталями он расправлялся быстрее всех. «Ах, Леонардо, тебе бы с такой хваткой зубы вставлять!» - хохмил мастер. Он и не догадывался, что Лео и в самом деле подумывал о том, чтобы начать собственное дело. Правда, не имеющее ровным счетом ничего общего ни со вставными челюстями, ни с изготовлением автодеталей.

«Где очки?» - фраза из детства всплыла в памяти Леонардо, как только он попал в Агордо. В этом маленьком городке все пять тысяч жителей за исключением стариков и детей занимались производством очков. Как, впрочем, и в соседних городах и весях. И вообще в провинции Беллуно, что у подножия Альп, традиционно выпускалось до девяноста процентов итальянских оптических изделий. Тут и оправы, и стекла… Правда, большинство оправ изготовляли из некрасивого желтоватого пластика. Целлулоид - скучно, непрочно, да и опасно: материал горючий. Из металла тоже делали, например, велосипеды, но не оправы. А тут его, Леонардовы, задумки. Из Америки в Европу вслед за «планом Маршалла» прилетели рок-н-ролл, джинсы и рубахи-фиджийки. Как только море становилось теплым, вся молодежь садилась на мотороллеры и отправлялась на пляжи. Для молодых очки - уже не просто окуляры, а модный аксессуар. И прежде всего - солнцезащитные очки. Черные, на пол-лица, с отражением! Даже вечером, на танцплощадке, без таких не обойтись!

Свою первую оправу Леонардо Дель Вечио разработал и сделал в девятнадцать лет. Несколько лет он трудился в чужих лавках, а затем решил начать собственное дело. Понял: в оптическом ремесле с его огромной конкуренцией и большим количеством производителей победить способен только тот, у кого есть своя стратегия. Большинство беллунских мастеров работало, так сказать, раздельно: одни ремесленники делали оправы, другие - дужки, третьи - непосредственно оптику, четвертые занимались сборкой. Кто-то специализировался на пластике, кто-то - на металлических оправах. При такой пестроте запускать на рынок новые модели, не говоря уже о целых коллекциях, было делом необычайно долгим и трудным. А ведь каждому платью или костюму должны соответствовать свои, особые, очки! Так же как галстук, шарф или туфли. Синьор Леонардо, пристально следивший за стремительным восхождением домов миланских кутюрье, понял это одним из первых. И он решил, что надо создавать собственную фирму. Отныне очки - это не «протез» для глаз, а предмет искусства. Так после долгих подготовительных работ в 1961 году в Агордо родилась компания Luxottica.

В 1971 году синьор Леонардо представил свою продукцию на MIDO - Международной выставке оптики в Милане. Это был прорыв. «Наш продукт оказался инновационным потому, что был законченным в рамках только одного производителя, - вспоминал об этом успехе Дель Вечио. - Закупщики-оптовики взяли у нас товар по самым заманчивым ценам. Они не верили, что высококачественные изделия могут быть такими доступными». Так родилась «система вертикальной интеграции», ставшая сегодня в мире оптики хрестоматийной: под крышей одной фирмы строится полный комплекс разработки и изготовления очков. А точнее - любого вида очков. К середине 80-х до 90 процентов продукции Luxottica были классическими. А потом началась продолжающаяся и по сей день эра окуляров солнечных.

К концу десятилетия компания дель Веккио уже была центром мощной структуры - финансовой группы Delfin SARL, зарегистрированной в Люксембурге. Леонардо Второй сумел окружить себя самыми лучшими инженерами и дизайнерами. Чтобы привлечь внимание владельцев известных брендов, Дель Вечио развернул беспрецедентную по своей агрессивности программу производственной и дистрибьюторской экспансии. Не мытьем, так катаньем все торговые сети в Европе, работавшие с оптикой, производимой Luxottica, перешли под ее крыло.

И тут Дель Вечио сделал еще один гениальный ход. Luxottica - это гарантия качества, а клиент хочет, ясное дело, носить на носу престижный бренд, модную марку. Значит, он, Леонардо, первым поженит высокое качество беллунских очков с модными лейблами парижских и миланских домов моды. Пусть его продукция будет дороже товаров конкурентов, зато она станет продаваться под знаком золоченых лейблов. В конце концов, разве не за принадлежность к клубу избранных обыватель готов платить? А владельцам раскрученных брендов невыгодно самим заниматься разработкой дизайна и производством очков. Гораздо рациональнее поручить это специалистам. И первым клиентом Luxottica стал знаменитый Армани.

В 1988 году компания Дель Вечио смо­гла получить лицензию на luxury-марку очков от знаменитого модельера. И пошло! В 1989 году группа получает права на бренды Byblos, Genny и Giugiaro. В 1990 году - Valentino и Vogue. В 1991-м - Yves Saint Laurent и Oliver. В 1993-м - Emporio Armani и Tacchini. В 1995-м - Persol, Moschino и Web. В 1996-м - Bulgari. В 1998-м - Ferragamo и Ungaro. В 1999-м - Chanel. В 2003-м - Prada, Versace…

В 1995 году Luxottica производила в день 70 тысяч оправ, а в год - до 15 миллионов. Пример работоспособности для своих сотрудников являл сам патрон, проводивший на производстве до 20 часов в сутки, практически не знавший отдыха за исключением одного летнего месяца, который он традиционно проводил во Франции, в курортном местечке Болье под Ниццей. К 1999 году производительность выросла до 81 тысячи оправ в день! Выстроилась четкая линейка марок. Во-первых, те, которые принадлежали непосредственно группе: Luxottica, SferoFlex, Vogue, Persol, T3. Во-вторых, лицензионные: Armani, Saint Laurent, Genny, Brooks Brothers, Anne Klein, Ferragamo. C начала 90-х Леонардо Второй присматривался к американскому рынку, самому большому в мире. И в 1995 году нанес выверенный удар: приобрел US Shoe Corporation, владельца LensCrafters, сети из почти 900 магазинов оптики, разбросанных по всей территории Штатов. Кстати, именно фирма LensCrafters первой в мире ввела новый вид услуги - изготовление очков на заказ в течение часа.

Но самая знаковая марка для Luxottica - это, пожалуй, Ray-Ban. Не потому, что это любимые очки Николя Саркози и Ринго Старра, а потому, что это для Леонардо Дель Веччио символ покорения Америки, на которую приходится две трети продаж группы. Основатель Luxottica, как никто другой, обладает даром предугадывать наиболее удобный момент для нападения. Леонардо Второй, почти ровесник культовой марки Ray-Ban, приобрел этот бренд в 1999 году у фирмы Bausch & Lomb, переживавшей в тот момент острейший кризис. Дель Вечио принялся создавать под мировые бренды новую продукцию, внедрять революционные материалы, неожиданные технологии и дизайнерские концепции. Иными словами - раздвигать посредством оптики традиционное массовое понимание luxury.

В «портфолио» Дель Вечио сейчас 13 люксовых марок очков, выпускаемых по лицензии, и еще 7 брендов, непосредственно принадлежащих группе. Больше брендов только у итальянской группы Safilo. Зато по показателям чистой прибыли никакая оптическая фирма не конкурент Luxottica. Компания заработала в 2007 году около пяти миллиардов долларов. Большая часть продукции сбывается оптом владельцам брендов, а почти треть доходов Luxottica получает от розничных продаж. А это 5627 специализированных магазинов по всему миру. Плюс еще 52 тысячи пунктов продажи в универмагах. И экспансия итальянцев продолжается.

В начале 2008 года в Калифорнии был представлен план дальнейшего развития группы, расширившейся за счет приобретения знаменитой в США компании Oakley. «Итак, родилась новая группа Luxottica, заключен союз между высокими технологиями Oakley и нашим ноу-хау в дизайне предметов для высокой моды, - объявил Андреа Гуэрра, генеральный директор Luxottica. - Этот симбиоз дает предпосылки для неограниченного роста». Согласно планам итальянцев, ставших теперь италоамериканцами, продажи группы в 2009 году вырастут на 27 процентов по сравнению с 2007 годом.

«И это далеко не предел», - удовлетворенно потирает руки Леонардо Второй. Его группа присутствует сегодня в 130 странах. После проникновения в 2003 году на рынки Австралии, Новой Зеландии, Сингапура и Малайзии синьор Дель Вечио присматривается к России и Китаю, где потребление luxury-товаров сегодня переживает бум. Силы для нового прыжка у Старого Льва есть.

Источники:

http://www.itogi.ru

http://www.kommersant.ru

http://www.peoples.ru

 

 

 

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Лоренс Питер

Если верно, что человечество учится на своих ошибках, нас ожидает блестящее будущее.

 

Сделать стартовой