Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Сергей Генералов

Сергей Генералов/SergeyGeneralov

 

Сергей Генералов  "Никогда ни о чем не жалеть"

 

Источник богатства: транспорт, инвестиции

Место проживания: Москва

Семейное положение: женат, сын

7 сентября 1963 — родился в Симферополе;

  • Капитал Наличные от продажи контрольного пакета группы FESCO, банк «Морской».
  • Сделка В 2012 году продал 56% транспортной группы FESCO группе «Сумма» Зияудина Магомедова (№124). Сумма сделки, по неофициальным данным, составила около $1 млрд с учетом долга $600 млн.
  • Событие После перехода под контроль группы «Сумма» FESCO изъяла значительную часть депозитов из банка «Морской», принадлежащего Генералову. И он разместил в банке депозит на $60 млн.
  • Политика В 1998–1999 годах — министр топлива и энергетики РФ; в 2000–2003 годах — депутат Госдумы РФ.
  • Событие В 2008 году Генералов продал 90% ГК «Русский алкоголь» польской CEDC и инвестфонду Lion Capital примерно за $550 млн (с учетом долга $180–200 млн). 

Правая рука:

Кирилл Рубинский
старший вице-президент группы «Промышленные инвесторы»

Отвечает за корпоративные финансы и связи с инвесторами. Дружит с Генераловым с 1995 года, с 2002-го ведет совместный бизнес. Работал в банке Credit Lyonnais, а также в американской Marsh and McLennan.

 

Заработанный на торговле акциями ЮКОСа капитал бывший топ-менеджер этой компании, бывший министр и бывший депутат Сергей Генералов сначала вкладывал в консервативные отрасли экономики - производство водки, морские перевозки, добычу угля. Но в последние два года Генералов, сосредоточившийся исключительно на инвестиционной деятельности в своей группе "Промышленные инвесторы", увлекся инновационными проектами - услуги авиатакси, солнечная энергия, биотехнологии. Основные активы группы - ДВМП и "Русский алкоголь" - Генералов готовит к выводу на западные фондовые биржи.

"Никогда ни о чем не жалеть"

- Как сейчас выглядит структура "Промышленных инвесторов"?

- Единого холдинга с общими акционерами в принципе не существует. "Промышленные инвесторы" - это группа компаний. Хотя существует и компания "Промышленные инвесторы", которая является управляющей для ряда наших проектов. У каждого из проектов - в транспорте, алкоголе, машиностроении - существует свой набор акционеров. Объединяет их лишь одно - это мое личное участие в размере не менее 50% плюс 1 акция.

- Но кто ваши партнеры в каждом из проектов?

- К сожалению, я не могу их назвать. Перед самым интервью я специально всех обзвонил и не получил согласия на это. Перед IPO компаний или вторичным размещением, как в случае с Дальневосточным морским пароходством (ДВМП), мы их обязательно раскроем. Хотя мой партнер в проекте Dexter, например, и так прекрасно известен. У нас в этой компании изначально было 75% минус 1 акция, у группы "Каскол" Сергея Недорослева - 25% плюс 1 акция. В ближайшее время он воспользуется своим опционом и увеличит собственный пакет до 50% минус 1 акция.

- Кто является бенефициаром управляющей компании "Промышленные инвесторы"?

- Бенефициаром являюсь я и будут являться ключевые менеджеры, обладающие опционами. Окончательно опционная программа еще не утверждена, это будет сделано в течение месяца-двух. Но, по сути, речь идет о том, что до 10 ключевых менеджеров группы должны получить акции управляющей компании в течение ближайших нескольких месяцев.

- О каком пакете идет речь?

- До 49%.

- А из чего складывается доход управляющей компании?

- Основной доход - эта плата за управление проектом. В принципе, существуют стандартные цифры для такого рода услуг. Ежегодно это от 2% до 3% от суммы инвестиций акционеров в проект. Плюс к этому - фиксированный процент от прибыли акционеров.

"Мы свои инвестиции делали интуитивно"

- "Промышленные инвесторы" всегда покупали активы по выбранной стратегии?

- Нет, не всегда. Где-то до конца 2002 г. мы свои инвестиции делали почти интуитивно.

- В их числе оказался и контрольный пакет акций ДВМП?

- Да. К тому моменту мы рассматривали возможность приобретения сразу нескольких предприятий. Проект ДВМП нам понравился больше других. Конечно, о нынешних перспективах его развития мы на тот момент не думали. Тогда мы просто увидели предприятие с теми же проблемами, которые были в конце 90-х в угольной отрасли: деньги уходили неизвестно куда, оборот был, перспективы были, а прибыли не было. Пароходство 10 лет работало с убытками. Поменяли команду менеджеров, разработали адекватную стратегию развития и начали работать. Появились и другие проекты - более или менее удачные. После этого мы почувствовали необходимость сформулировать для себя ряд стратегических принципов работы. И сейчас не делаем ничего, что не соответствовало бы этим принципам.

- Как тогда вписывается в вашу стратегию интерес к эстонским железным дорогам Eesti Raudtee?

 - Интерес к этому предприятию появился в рамках стратегии развития ДВМП. Конкретную информацию приводить пока рано, поскольку еще не понятно, будет ли этот актив продан вообще. Нашим партнером в проекте является немецкая компания Transcare AG.

 - В феврале "Промышленные инвесторы" выкупили на аукционе 19,8% госакций ДВМП и заявили, что либо разместят эти акции на западной бирже, либо используют как "валюту для слияний и поглощений". О каких поглощениях идет речь?

 - Наша стратегия предполагает постепенное превращение ДВМП из пароходства в интермодальную транспортную группу. Основное направление развития - контейнерные перевозки. Здесь есть три ключевых региона - Дальний Восток, Балтика и Черное море. Мы хотим осуществлять полный спектр контейнерных перевозок внутри страны и транзит между ними. Сейчас у нас есть сеть фидерных контейнерных перевозок на Дальнем Востоке, которые осуществляет ДВМП. Есть совместная с РЖД транспортная компания "Русская тройка", которая везет груз из Владивостока и Находки по Транссибирской магистрали. Теперь нам нужен выход к морским контейнерным перевозкам на Черном море и на Балтике. Только за счет строительства нового флота мы, естественно, решить эту задачу не сможем. Нам нужны портовые активы и морские контейнерные линии. Так что будут слияния, поглощения и новое строительство.

 - Жертвы уже намечены?

 - Не жертвы, а партнеры. С будущими партнерами, в том числе зарубежными, ведутся переговоры.

 "Если что-то делаешь, то делай лучше всех"

 - Насколько в итоге должно вырасти ДВМП?

 - За 3-4 года стоимость ДВМП должна вырасти с сегодняшних $600 млн до $2 млрд минимум. Кроме контейнерных перевозок, естественно, будет развиваться и второе ключевое направление бизнеса ДВМП - ледокольный сервис и перевозка грузов в сложных ледовых условиях. Сейчас у нас уже есть контракты с Exxon на обслуживание платформы Orlan и ледокольное сопровождение экспорта нефти в рамках проекта "Сахалин-1". В перспективе мы рассчитываем получить контракты на ледовое обслуживание других сахалинских проектов, проектов освоения арктического шельфа, добычи нефти в Баренцевом море. Предполагаем строить ледоколы на условиях частно-государственного партнерства.

 - С танкерами работать не будете?

 - Нет. Один из наших базовых принципов - если что-то делаешь, то делай лучше всех, а не становись 4-5-м в российской табели о рангах и 135-м - в мировой.

 - Говорят, что ДВМП и РЖД обсуждают вариант совместной покупки или строительства терминалов за счет допэмиссии "Русской тройки". Так ли это?

 - Да, такие переговоры с нашим партнером ведутся.

 - Почему не сложились переговоры с владельцами Национальной контейнерной компании (НКК)? Ведь после такой сделки ДВМП могло решить свою стратегическую задачу - получить долю сразу в пяти контейнерных терминалах на Балтике, Черном море и Дальнем Востоке.

 - Мы свои предложения озвучивали акционерам НКК дважды - в прошлом году и в начале этого года. Но у них нет желания продавать. Я полагаю, это связано с тем, что сейчас - в условиях значительного роста грузооборота контейнеров - очень трудно правильно оценить этот бизнес, а также с тем, что часть акционеров предполагает остаться в этом бизнесе надолго.

 - А Новороссийским портом вы тоже интересовались в рамках общей стратегии развития ДВМП?

 - Да. Нас интересовала возможность стать его владельцами, выкупив доли всех акционеров. Но у Инвестсбербанка и "Уралсиба" было соглашение о преимущественном праве выкупа долей друг друга. Они решили его реализовать примерно на тех же условиях, которые предлагали мы.

 - А вам предлагали продать ДВМП?

 - Серьезных предложений не было. Только в виде шуточного разговора за бокалом вина. Компания не продается.

 - У вас сейчас есть активы, которые вы хотите продать?

 - Таких активов нет. Мы стремимся развивать все наши предприятия и привлекать для этого инвестиции. Планируем провести IPO "Русского алкоголя" и осуществить вторичное размещение акций ДВМП на западных биржах.

 - А как же продажа "Агромашхолдинга" владельцу "Тракторных заводов" Михаилу Болотину?

 - Это не продажа, а объединение активов в единый "Агромашхолдинг". Доли в этом холдинге пропорциональны стоимости активов, принадлежавших "Промышленным инвесторам" и "Тракторным заводам". Сейчас эти доли равны, но по мере присоединения других активов "Тракторных заводов" наша доля, конечно, станет меньше. По оценке и условиям присоединения новых активов переговоры еще не закончены. Конечно, есть вероятность, что если мы не договоримся, то примем решение о продаже нашей доли в "Агромашхолдинге" нашему сегодняшнему партнеру, но мы нацелены на то, чтобы договориться и развивать "Агромашхолдинг" вместе.

 - Каких новых проектов нам ждать от "Промышленных инвесторов" в ближайшее время?

 - Я не хотел бы о них говорить раньше времени.

 - Но список перспективных отраслей существует?

 - Да, это не секрет. Это секторы экономики, которые недооценены, имеют большой потенциал для роста и в которых, в принципе, возможно создание так называемого "национального чемпиона". В первую очередь это, конечно, транспорт и новые транспортные технологии. Огромные перспективы для этой отрасли дают большая территория и уникальное географическое положение России. Второе направление - современные технологии. То есть разработка и внедрение тех технологий, которые востребованы в России и за рубежом, но которые дешевле и проще реализовывать в России. Сюда можно отнести ресурсосберегающие технологии и технологии альтернативных источников энергии. Спрос на эти технологии, к сожалению, в основном за пределами России очень высок, а у нас есть сырье, относительно дешевая энергия, квалифицированные специалисты и большой научно-технический задел. Третье направление - пищевая индустрия. В первую очередь это сегмент высококачественных продуктов для здорового питания, которые пока в Россию в основном импортируются. Четвертый перспективный сектор - финансовый. Здесь тоже можно найти свою нишу, и у нас есть желание участвовать в развитии национальной финансовой системы.

 - Какие конкретно сегменты на финансовом рынке вас интересуют?

 - Думаю, что мы озвучим свои планы в этой области ближе к середине этого года.

 - А такая модная сегодня тема, как недвижимость, вас не интересует?

 - На сегодняшний день нет. Разного рода проекты рассматриваются и обсуждаются. Но могу сказать, что решения об инвестициях в недвижимость пока нет. Хотя не исключаю, что оно может быть принято. Мы понимаем, что эта отрасль может быть интересной.

 "Ничего страшного в одномоторном самолете нет"

 - Какие новые проекты уже запущены?

- Прежде всего проект региональных авиаперевозок Dexter, или проект авиатакси, как его все называют. Изначально эта идея принадлежала моему другу и партнеру Сергею Недорослеву (основной владелец группы "Каскол". - "Ведомости"). В 2004 г. мы начали изучать эту идею. В рамках этого проекта предстоит за 5-6 лет заново создать рынок, создать сеть маршрутов, по которым со времен развала СССР никто не летает. Окончательно мы определились к концу 2004 г., тогда идея превратилась в бизнес-план. Третья веха проекта - конец 2005 г., когда мы получили разрешение на начало полетов и зарегистрировали марку Dexter. Первый коммерческий полет с первой выручкой состоялся в марте этого года по маршруту Москва - Воронеж - Ростов - Анапа - Краснодар - Ростов - Воронеж - Москва.

 - Большую выручку удалось получить?

 - 440 000 руб.

 - А кто летал?

 - Руководство одного из крупнейших иностранных банков и их российские партнеры.

 - Вы будете ориентироваться на крупных корпоративных клиентов?

 - Да, это существенная часть клиентов Dexter. Сейчас Dexter предоставляет клиентам возможность полета по требованию, как обычное такси. В ближайшее время начнутся перелеты между парами городов в режиме "шаттл" - аналог маршрутного такси. Затем, после существенного расширения авиапарка, будем работать и по долгосрочным корпоративным контрактам. Сейчас спрос на услуги превышает возможности авиапарка, поэтому пока мы даже приостановили его рекламу. Но думаю, что к лету увеличение числа самолетов потребует усиления рекламных коммуникаций. В долгосрочной же перспективе - по мере развития рынка - мы можем добавить к сегодняшним шестиместным М101Т и более вместительные воздушные суда.

 - А вы сами на М101 летали? Многие говорят, что страшновато летать на самолете с одним двигателем.

 - Конечно, летал. Для людей знающих ничего страшного в одномоторном самолете нет, скорее наоборот. Статистика подтверждает, что процент крушений современных одномоторных самолетов значительно ниже, чем у двухмоторных. И этому есть простое объяснение. Если останавливается один из двух двигателей, самолет мгновенно разворачивает. В этот момент ключевым становится человеческий фактор - умение пилота справиться с ситуацией буквально в течение нескольких секунд. А если останавливается единственный двигатель, самолет просто продолжает планировать, и пилоту хватает времени, чтобы спокойно выбрать ровную площадку и приземлиться.

 - В прошлом году "Проминвесторы" предложили государству вместе заняться развитием региональных аэропортов и выделить на это деньги госинвестфонда. Что сейчас с этим предложением?

 - Мы работаем над этим проектом в тесном контакте с профильными министерствами. Реально, я думаю, эта работа закончится в этом году. Соответственно, в конкурсе на получение средств из инвестфонда мы будем участвовать только в следующем году.

 - О какой сумме идет речь?

 - Когда бизнес-план будет составлен, тогда и будем подавать заявку на конкретную сумму.

 - Как появилась идея запустить проект "Солнечная энергия"?

 - Спрос на такие технологии в Западной Европе очень высок. Особенно он поражает в Германии, где темпы роста этого сектора экономики - более 40% в год. А производственных мощностей, особенно по сырью, которые бы удовлетворяли этот спрос, уже сейчас не хватает. С предложением заняться этим бизнесом к нам обратилась группа профессионалов, которые уже давно разрабатывали проекты в этой области, во главе с Антоном Даниловым-Данильяном. Совместно мы подготовили бизнес-план такого производства, и сейчас идет его конкретная привязка к регионам и конкретным производственным площадкам. Логика выбора будет следующая: главное - не доступ к сырью, потому что его относительно просто завезти, главное - доступ к дешевой энергии. Для принятия окончательного решения - что мы покупаем, куда ставим, как подключаемся - нам потребуется еще 2-3 месяца. В целом же сам проект будет состоять из трех основных частей. Первая часть - производство поликристаллического кремния, который является сырьем для производства фотоэлементов (ФЭП) и солнечных батарей. Вторая часть проекта - создание производства ФЭПов. Третья часть проекта - сбыт продукции в Европе. Скорее всего это будет покупка существующего европейского игрока, потому что именно там пока находится основной рынок.

 - Когда проект должен заработать?

 - На строительство двух заводов нам потребуется три года. Общие инвестиции собственных средств в первую и вторую части проекта - $55 млн. Окупаемость с момента старта - еще четыре года.

 - У вас никогда не было сожалений по поводу того, что в свое время что-то не купили или что-то продали, к примеру те же угольные активы?

 - Никогда. Мысли, конечно, подобные бывают: "Эх, купил бы я тогда", "Знал бы я тогда". Но я в себе выработал привычку ни о чем никогда не жалеть. А по углю, конечно, мы видели, что отрасль идет в направлении консолидации. Вопрос был в том, есть у нас, как у собственников, силы самим развивать предприятие, выдерживая конкуренцию с другими участниками рынка, или нет. Есть ли у нас ресурсы противостоять тому же МДМ? В первую очередь финансовые, конечно, во вторую - организационные. Организационные у нас были, а финансовых было явно недостаточно. Поэтому и было принято решение о продаже.

 - Снова заняться политикой не планируете?

 - Точно нет. В свое время я пришел из бизнеса в политику, потом - из политики в бизнес. Могу сказать, что всегда чувствовал себя в политике достаточно некомфортно. Поэтому для себя я принял решение заниматься только чем-то одним, а именно тем, что нравится. Мне нравится заниматься бизнесом.

 Источники:

 http://www.allbestpeople.com/

http://generalov.ru/



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Шарль Александр Калонн, генеральный контролер финансов Марии Антуанетты в 1785 г.

Если это возможно, это уже сделано; если это невозможно, это будет сделано.

 

Сделать стартовой