Дмитрий Каменщик
Дмитрий Каменщик
|
Источник богатства: аэропорт Место проживания: Екатеринбург Семейное положение: женат, сын Возраст: 43
Высшее образование: МГУ
Статус: Председатель совета директоров аэропорта Домодедово
|
- Первый бизнес В конце 1980-х ушел с философского факультета МГУ, чтобы заняться бизнесом. В 1990-м организовал туристическую фирму «Малахит», обслуживавшую корейских туристов. Позже арендовал в аэропорту Домодедово грузовой самолет, используя его для челночного бизнеса.
- Капитал Совладелец аэропорта Домодедово, формальных собственников которого не смогла найти даже Генеральная прокуратура.
- Конфликт Между государством и собственниками Домодедово продолжается конфликт, который из острой фазы (с обысками и вызовами на допрос) перешел в более тихую стадию. Сейчас правительство хочет обязать всех владельцев стратегических объектов либо перейти в российскую юрисдикцию, либо раскрывать конечных владельцев.
-
Партнеры Валерий Коган (№59).
Родился 26 апреля 1968 г. в Свердловске. Окончил социологический факультет МГУ
1992-1993 генеральный представитель СП «Ист Лайн» в Москве
1994-1995 гендиректор АОЗТ «Ист Лайн»
1995 возглавил совет директоров группы «Ист Лайн»
Член совета по предпринимательству при правительстве России, советник губернатора Московской области.
Свой бизнес студент философского факультета МГУ начал в 1992 году с аренды грузового самолета Ил-76, который привозил потребительские товары из Китая в Москву. Бизнес рос: Каменщик построил грузовой терминал в московском аэропорту Домодедово, а затем взял в управление и весь аэропорт. После реконструкции в 1999-2000 годах Домодедово стал пользоваться популярностью у авиакомпаний и превратился в крупнейший аэропорт России: в 2010 году через него прошло более 22 млн пассажиров. Но репутацию Домодедово ухудшили два недавних события: ледяной дождь, который в конце 2010-го полностью парализовал работу терминала, и террористический акт в январе 2011-го, в результате которого погибло 36 человек.
Молодой свердловчанин по фамилии Каменщик объявился в Москве в конце 80-х годов. Дима в сопровождении папы, одного из руководителей Свердловского ГУВД, как тысячи других амбициозных абитуриентов, приехал покорять столицу. Стартовал он весьма успешно - перед ним распахнулись двери филфака МГУ (правда, возможно, их подтолкнула заботливая рука папаши).
Отрок учился прилежно. Но недолго. На улице повеяло ароматами загнивающего капитализма, которые напрочь отбили у молодых охоту грызть гранит науки. Дима, несмотря на молодость, обладал неплохим чутьем на деньги - он решил податься в туристический бизнес. Занял денег. И на свет появилась турфирма "Малахит". С этой перспективной идеи - а желающих вырваться за пресловутый железный занавес было пруд пруди - началась история компании "Ист-Лайн".
"Уралмаш"
Пока молодой Дмитрий Каменщик покорял Москву, в его родном Свердловске, нынешнем Екатеринбурге, назревали события, вошедшие позже яркой страницей в новейшую историю России. На Урале зарождалась бандитская группировка - одно из наиболее влиятельных преступных сообществ, когда-либо созданных на территории бывшего СССР. Отцами уралмашевской ОПГ стали несколько бывших спортсменов - братья Григорий и Константин Цыгановы, а также их родственники и друзья - Сергей Терентьев, Александр Хабаров, Сергей Курдюмов, Александр Крук.
В конце 80-х эта команда сколотила вокруг себя несколько десятков мальчишек, проживавших в свердловской промзоне и ее окрестностях. Шпана подросла и превратилась в крупную, хорошо дисциплинированную банду, не признававшую никаких воровских законов. К тому времени Свердловск "держали" две крупных преступных группировки - "центровые", контролировавшие центр города, и "синие" - ватага воров-ветеранов. Обе банды прозевали рождение конкурента и в начале 91-го года сильно удивились, когда их попытка "занять" промзону с треском провалилась.
Проблему пытались решить хирургическим методом. 16 июня 1991 года через окно в своей квартире был убит Григорий Цыганов. Ружейная пуля "блондо" 12-го калибра пробила печень отца "семьи" - он умер в машине "скорой помощи". Но уралмашевцы выдержали удар и территорию не уступили. Место убитого занял его брат Константин. Он начал подготовку к войне.
26 октября 1992 года трое киллеров на глазах десятков свидетелей расстреляли из автоматов лидера "центровых" - Олега Вагина и трех его охранников. Во дворе дома, в котором жил губернатор Эдуард Россель и куда недавно перебрался Вагин, убийцы всадили в своих жертв по два с половиной десятка пуль. С этого момента взрывы и выстрелы в Свердловске стали обыденным делом - уралмашевцы безжалостно расчищали поле для деятельности. Причем "зачистки" они вели не только на Урале, но везде, где бы пытался спрятаться человек, вставший на их пути.
А что же милиция? РУБОП бессильно старался посадить Цыганова и Курдюмова. Но главное управление внутренних дел Свердловской области этим вопросом совершенно не мучилось: ставленник Росселя - начальник ГУВД Валерий Краев и его первый зам Валерий Каменщик добросовестно прикрывали тылы группировки.
Китайское эльдорадо
Младший Каменщик даром времени не терял. Связавшись через отца с людьми Константина Цыганова в Москве (а столица, конечно же, входила в зону жизненных интересов уральской "семьи"), он заручается поддержкой уралмашевцев. Денежный фонтан, забивший из Екатеринбурга в 1992-м, дает возможность "Малахиту" сделать мощный рывок вперед - через год компания Каменщика первой в России осваивает рынок шоп-туров в Китай и благодаря этому становится крупнейшим грузооператором на этом направлении. Люди Каменщика разрабатывают действительно уникальное предложение, позволяющее нашим челнокам в несколько раз снизить расходы на транспортировку товара и его таможенную очистку.
Изюминка схемы заключается в том, что "Малахит" сам обеспечивает доставку китайского ширпотреба в Россию – носочники и чулочники, закупив товар, сдают его в Китае подставной "малахитовской" компании, а сами возвращаются домой налегке. Контора же консолидирует груз, фрахтует для него грузовой самолет (что частникам не под силу) и отправляет товар в Москву. Причем часть его переправляется контрабандно - "транспортники" еле взлетают от перегруза, но по документам они полупустые. В России же груз растаможивается по минимальной цене - 1.2 доллара за килограмм, в то время как "неорганизованные" челноки платят за килограмм до 10-15 "зеленых". Часть этой разницы экономит предприниматель, а остальное оставляет себе компания Каменщика - как минимум несколько долларов с килограмма.
Такая "политика" позволила "Малахиту" за год с небольшим захватить около 80-ти процентов российско-китайского товарооборота. Это более 2 миллиардов долларов в год. Еще через несколько месяцев свердловчане вторглись в Эмираты - страну-импортера бытовой электроники в Россию. В итоге к концу 93-го под контролем Каменщика и стоящих за ним "уралмашевцев" оказалась мощная финансовая структура, пополняющая уральский общак сотнями миллионов долларов. Как ни удивительно, но других серьезных претендентов на эту золотую жилу не нашлось.
«Ист-Лайн»
Миллионы заработанных денег Каменщик и Ко не транжирили и не переводили в заграничные банки. Все шло на укрепление дела и захват новых позиций: свердловские "братья" вкладывали деньги в уральские предприятия, а Каменщик присматривался к Московскому авиаузлу. Особенно он интересовался аэропортом Домодедово.
Получив "добро" в декабре 93-го, Дмитрий Каменщик совместно с Домодедовским производственным объединением гражданской авиации (ДПО ГА) создает на территории аэропорта несколько предприятий - строит новый таможенный терминал, реконструирует комбинат бортового питания и ряд других самостоятельных подразделений. Летом 94-го года на острове Кипр регистрируется специально созданная компания - закрытое акционерное общество «Ист-Лайн», владельцами которого выступают лихтенштейнская BGT Company Limited, сама в свою очередь принадлежащая другой компании из Лихтенштейна - Lexadmin Trust reg. В России же «Ист-Лайн», председателем Совета директоров которого становится Каменщик, заключает договор с руководителем ДПО ГА Леонидом Сергеевым и вместе с ним на базе различных домодедовских предприятий в течении полутора лет создает восемь дочерних коммерческих структур: ЗАО "Международный аэропорт Домодедово", ЗАО "Аэровокзальный комплекс", ЗАО "Авиационно-техническая база ("АТБ Домодедово"), ЗАО "Домодедово Джет Сервис", ЗАО "Домодедово Терминал", ЗАО "Домодедово Эр Сервис", ЗАО "Домодедово Аэроотель", ЗАО "Ист-Лайн гард". Тем временем, правительство в лице премьер-министра Черномырдина в октябре 1996-го принимает решение о приватизации ДПО ГА с последующей его реорганизацией в три акционерных общества с сохранением за государством 51 процента акций.
«Ист-Лайн» начинает всеми правдами-неправдами выбивать себе контрольный пакет акций. Палки в колёса приватизатору вставило Мингосимущество, которое указало на незаконность его действий. Ведь речь, по сути, шла о приватизации иностранной компанией "стратегически значимого федерального авиапредприятия, что противоречит национальным интересам России". Но эту проблему люди Каменщика решили в Мособлимуществе, которое благосклонно разрешило все проблемы. В том числе позволило «Ист-Лайну» арендовать у ГУП "Администрация аэропорта Домодедово" то самое "стратегически значимое", и потому неприкосновенное имущество - ВПП и радиоэлектронный узел сразу на 75 лет вперед. И, конечно, за более чем скромную сумму - около 10 тысяч долларов в месяц.
В результате в руках Дмитрия Каменщика оказалась целая авиационно-финансовая империя, в состав которой входили и авиакомпания (в основном, как и прежде, специализирующаяся на контрабанде китайского ширпотреба), аэропорт "Домодедово" и целый ряд обслуживающих компаний. Но уральская "крыша" уже не могла в одиночку прикрывать этого монстра от усиливающихся наездов со стороны федеральных структур, которых здорово раздражало, что мимо их кошелька оттяпали столь жирный кусок.
Дима Каменщик нашел выход - он построил новую "крышу". Ее главной опорой стал Олег Сосковец, получивший взамен часть акций «Ист-Лайна».
Милый мальчик
Сосковец решил все проблемы быстро – Счетная Палата, кричавшая об иностранной "интервенции" на государственный стратегический объект, быстренько заткнулась. Поумерило пыл и главное управление по борьбе с оргпреступностью, заинтересовавшееся было взаимоотношениями Каменщика и "уралмашевцев". А о таможенных махинациях вообще никто больше не заикался – Ист-Лайн стал контрабандистом "в законе". Но Каменщик обязан Сосковцу не только этим.
Будучи страстным яхтсменом, Каменщик спустил на гладь Химкинского водохранилища судно, привезенное из Эмиратов. В этом же подмосковном водоеме держал свое сокровище другой известный яхтсмен - Виктор Степанович Черномырдин. До сей поры его яхта считалась самой шикарной в России. Но на фоне трехмачтовой красавицы свердловского выскочки она казалась жалким рыболовецким баркасом, что не преминула заметить жена премьера. На обнаглевшего главу «Ист-Лайна» одна за другой посыпались неприятности, грозя угробить все то, что было создано за несколько лет. Перепуганный Каменщик тут же впопыхах отправляет яхту обратно в Эмираты, забыв при этом даже оформить надлежащие таможенные документы - в ответ органы возбуждают дело о контрабанде. И тут на помощь приходит Олег Сосковец - на одном из официальных приемов он подстраивает случайную встречу Дмитрия и жены Черномырдина. Валентине Федоровне Черномырдиной Дима показался таким милым мальчиком (а Каменщику было тогда 27), что более держать зла на него она не смогла. И по ее просьбе муж, тоже не устоявший перед обаянием этого молодого бизнесмена, идет на попятную. Скандал исчерпан, дела снова закрыты, а Виктор Степанович с Димой становятся соседями по дачам, которые выстраивают под боком у правительственного пансионата "Подмосковье". И, конечно же, Черномырдин получает пакет акций группы «Ист-Лайн».
Ничто не вечно
в том числе и премьерство Виктор Степановича. Ушел Черномырдин, а вместе с ним пропала уверенность Каменщика в завтрашнем дне. Дабы вернуть себе былое душевное равновесие, Дима "ложится" под МВД, а вернее, под людей Рушайло. И, получив ментовский "аусвайс", продолжает в бешеном темпе расширять собственный бизнес - очень скоро "Домодедово" превратился в главный грузовой воздушный порт страны, а авиакомпания «Ист-Лайн» - в крупнейшего грузового российского авиаперевозчика, на долю которого приходится около 30 % всего рынка.
Одновременно Каменщик становится крупнейшим контрабандистом страны - через таможенные терминалы Домодедова (работники которых, кстати, официально получают две зарплаты - от ГТК и Ист-Лайна) переправляются тысячи тонн ширпотреба из Китая, электроники из Эмиратов и еще бог знает чего. Сверхприбыли, полученные от этого бизнеса, отмываются тут же - сотни миллионов долларов в виде кредитов своим же дочерним компаниям идут на капитальную реконструкцию аэровокзала, строительство таможенного терминала и закупку новых авиалайнеров.
Новый взлет Ист-Лайна в начале 99-го омрачило появление на небосклоне облачка в образе преподобной Гюльназ. Глава Фонда примирения и согласия, по совместительству фаворитка Патриарха Всея Руси Алексия II, Гуля Ивановна Сотникова замахнулась на нишу, давно "забитую" Каменщиком. Фонд, с благословления Московской патриархии, которая не чурается ничего мирского, вознамерился стать самым главным грузооператором на китайском направлении.
Идея создания "единого агента" преподносилась как нечто благородное. Дескать, только через фонд Гульназ перевозчики смогут получать воздушные коридоры и таможенные пошлины. Госпожа Сотникова прямым текстом заявила авиакомпаниям, что, мол, ребята, давайте жить дружно, иначе вас ждут неприятности, причем на самом высоком уровне.
Ясное дело, перевозчикам ширпотреба патронаж Сотниковой был нужен, как рыбке зонтик. И они устроили настоящую забастовку - на две недели отменили все грузовые рейсы в Китай, Турцию и Эмираты. Мало того, в средствах массовой информации началась беспрецедентная кампания против Сотниковой. Тогда со страниц газет вылили немало грязи. И… Гульназ отступила.
Палка в колесе
Следующей палкой, которая попала в колеса машины, построенной и запущенной Дмитрием Каменщиком, оказалась Федеральная Служба Безопасности.
Первые проблемы с органами у Каменщика возникли в начале 2000-го, когда оперативники прямо на взлетной полосе кагалымского аэродрома арестовали истлайновский Ил-76, совершивший вынужденную посадку. Перегруз самолета обнаружился еще в Иркутске - при взлете самолет еле оторвался от земли, снеся при этом несколько фонарей освещения и антенну радиолокатора. При контрольном взвешивании фэсбэшники обнаружили, что задекларированного ширпотреба в "Ильюшине" вместо 35 тонн оказалось почти 60.
Вслед за этим арестом, происшедшем, кстати, с подачи начальника экономического департамента ФСБ Юрия Заостровцева (большого специалиста по работе с контрабандой и ГТК), один за другим последовали еще несколько, а в сентябре ФСБ возбудило против компании уголовное дело. А затем были переговоры. Дмитрий Валерьевич отказался от всякого сотрудничества с комитетом, надеясь на свои связи. Он вышел на земляка и члена путинской команды Владимира Когана. Глава Промстройбанка пообещал уладить конфликт, как говорят, за скромные 6 миллионов долларов.
Благодаря посредничеству Когана следующий раунд переговоров состоялся летом 2001-го – контрразведчики предъявили часть своих козырей: завершенное уголовное дело по контрабанде и незаконной финансовой деятельности, плюс всякую мелочь в виде пленок, изобличающих нездоровое влечение председателя Совета директоров «Ист-Лайна» к маленьким мальчикам.
В этот раз Каменщик ломаться не стал и согласился, что душевное спокойствие и дальнейшее финансовое процветание компании стоит 25-процентного пакета акций группы. Официально сделку оформили в виде продажи акций "Рособоронэкспорту" - давней вотчине ФСБ.
Вполне возможно, в ближайшее время Дима спать будет спокойно. А вот долго ли это продлится - зависит от людей с Лубянки. Вернее, от того, как долго они будут готовиться к следующему удару. А в том, что война не закончена - сомневаться не приходится.