Шанель Габриель Боне
Габриель Боне Шанель/ Gabrielle Bonheur Chanel
Мода выходит из моды - стиль - никогда. Коко Шанель |
Коко Шанель была ведущим французским кутюрье, которую философия модернизма, вдохновение модой мужской одежды и преследование дорогой простоты сделали, возможно, самой важной фигурой в истории моды 20-го столетия.
Любимыми песнями девушки были «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qua vu Coco», за что ей и дали прозвище — Коко.
При жизни ее называли «императрицей моды». Почти вся современная женская одежда – брюки, кардиганы, купальные костюмы, бижутерия и многое другое – результат идей и экспериментов Габриэль Шанель, запомнившейся миру под псевдонимом Коко. Малоизвестна другая сторона деятельности знаменитой француженки. Она была талантливым предпринимателем.
В годы войны очень ярко проявилось одно из главных качеств Шанель, позволившее ей завоевать свое место в бизнесе, – колоссальная работоспособность. Она трудилась по 12-14 часов в сутки, не чураясь черновой работы. В ней удивительным образом сочетались черты артистической богемы с жесткой хваткой деловой женщины. Работала она запоем, порой третируя коллег и подчиненных своей бескомпромиссностью. «У меня был возраст и темперамент нового века, и он обратился именно ко мне, чтобы я выразила его через одежду», – вспоминала Шанель в конце жизни.
Шанель первой начала использовать в женской моде трикотаж. Существует легенда, согласно которой однажды Коко наткнулась на оставшийся у одного из фабрикантов неликвид – бежевый материал для мужских спортивных костюмов под названием «джерси». Она тут же сделала огромный заказ на эту ткань. И джерси до сих пор не выходит из моды.
Первой начала создавать новую бижутерию под новые модели одежды, сделав аксессуары эффектным дополнением всего ансамбля. Идея сочетать в одном изделии стразы и натуральные камни принадлежала не ей, но она первой воплотила ее в жизнь.
Коко первой в 1947 году выпустила в продажу стеганые кожаные сумочки на золотой цепочке, которые уже более полувека считаются классикой. До сих пор модницы выкладывают за них баснословные деньги в фирменных бутиках Шанель, разбросанных по всему миру.
Коко Шанель до последних своих дней любила повторять, что «жизнь живого существа - это всегда загадка». Словно говорила о себе самой - ведь только сейчас открываются многие скрытые страницы ее судьбы, в которой сложно переплелись профессия, принесшая Коко мировую славу, постоянно сопровождавшие ее любовные приключения и даже тайные операции.
Загадка Коко Шанель
Известность Граса намного превосходит его размеры. Этот небольшой городок в горах над Ниццей слывет парфюмерной столицей Франции. На 40 тысяч жителей приходится с десяток фабрик, производящих знаменитые французские духи. Отсюда берет начало и самая известная их марка – «Шанель N 5», да и вся история дома моды Габриель Шанель. Именно эти духи принесли ей славу и состояние, сделали ее той великой Коко, которую непререкаемый авторитет французов писатель и государственный деятель Андре Мальро назвал среди трех самых заметных фигур в истории Франции ХХ века - наряду с Шарлем де Голлем и Пабло Пикассо.
Деда Габриэль звали Анри-Адриан. Он был первым, кто, покинув родные места, отправился на поиски счастья. Далеко он, правда, не ушел. Да и счастье свое обрел в том, что стал бродячим торговцем шнурками и шляпками на ярмарках. Его сын Альбер унаследовал от своего отца черный цвет волос, неукротимый характер и… нрав ловеласа. Ему было двадцать два, когда он соблазнил 19-летнюю Жанну Деволь. После долгих поисков родне Жанны удалось-таки найти сбежавшего шалопая и водрузить его на брачное ложе. 19 августа 1883 года, в городке Сомюр появилась на свет их дочь, Габриэль Шанель.
Детство Габриэль прошло в торговых рядах - мать повсюду таскала за собой детей, помогая мужу торговать женскими панталонами. Жанна была безумно влюблена в своего нерадивого Альбера, чье влечение к представительницам прекрасного пола приносило ей немало горя. Она умерла, когда дочери исполнилось двенадцать лет. Альбер, оставшись с пятью детьми, определил Габриэль в сиротский приют. Так закончилось ее детство. Она провела в монастыре семь лет. Бесконечные молитвы, церковные песнопения, прогулки в одиночестве. И два цвета: белый и черный. Они были повсюду - в одежде воспитанниц и монахинь, в известковой белизне стен и потолков, контрастирующих с массивными черными дверями. Блуждая извилистыми коридорами, Габриэль обнаружила выложенные на полу узоры, похожие на зашифрованные надписи, которые заканчивались всегда одной и той же цифрой «5». Не был ли это тайный знак? Спустя годы духи «Шанель N5» разошлись по всему миру; черный и белый стали доминирующими цветами в ее коллекциях. И, наконец, Шанель при рождении получила имя, которое согласно науке об именах приносит славу.
В восемнадцать лет Габриэль покинула монастырь.
Судьба привела ее на подмостки французского кафешантана в провинциальном городке Мулен. Ее приняли в качестве статистки подпевать местным знаменитостям. Ей посчастливилось: заполнив паузу во время одного из выступлений, Габриэль исполнила перед публикой непритязательную песенку «Кто видел Коко?» С тех пор никто не называл ее по имени - для всех она стала просто Коко.
Ее стремление добиться успеха просто ошеломляло. Покинув Мулен, Шанель поехала на водный курорт Виши, не уступавший по популярности Баден-Бадену. Увы, взыскательные импресарио отказали ей в ангажементе - ее голос для профессиональной сцены был довольно слаб. Шанель распрощалась со своей мечтой о сцене.
Страсть к театральным подмосткам возродится в ней много лет спустя. Познакомившись с Дягилевым и Стравинским, она выступит меценатом и поможет им осуществить заветную мечту - поставить на парижской сцене во время «Русских сезонов» балет «Голубой экспресс».
Когда Шанель познакомилась с молодым буржуа Этьенном Бальсаном, их отношения на первых порах носили скорее дружеский, нежели сердечный характер.
Больше всего в жизни Этьенн любил лошадей и женщин, дарящих удовольствие. Он жил в замке Руайо. С 1906 года здесь поселилась и Коко. Она оказалась в среде, где таких, как она, называли «незаконная». О них, этих пленительных куртизанках, писали в своих романах Доде, Мюссе, Бальзак. И все же мало кто мог понять истинный характер Коко. У нее было достаточно времени, чтобы все обдумать и обогатить свою жизнь идеями. А что если она займется головными уборами? Ведь она умеет придать шик любому плетеному изделию, знает, как много таит в себе кусок ткани, умело накрахмаленный. Глядя на ее изящные шляпки, без нагромождения страусиных перьев и бархатных бантов, окружающие невольно задавались вопросом: кто их создатель? Именно Этьенн Бальсан помог Шанель организовать первую мастерскую. Со свойственным ему лаконизмом Этьенн много лет спустя констатировал: «Я просто помог ей вставить ногу в стремя».
Любила Коко только один раз. Довольно скупая на эмоции, не терпящая вторжения в мир собственных чувств, Коко, тем не менее, однажды призналась: единственным человеком, созданным для нее в этом мире, был Артур Кейпл. Он жил неподалеку от мастерской Шанель и был одним из завсегдатаев замка Руайо. «Чтобы действовать и создавать, надо, в первую очередь, иметь друга, на которого можно опереться», - говорила Шанель. Таким другом стал для нее Артур. Красивый респектабельный молодой человек унаследовал от родителей крупные угольные месторождения. Он был прекрасным спортсменом и страстным книголюбом. Она любила его и была любима.
В 1910 году при поддержке и финансировании Артура Коко открыла свой первый магазин в Париже. Она сама часами утюжила мельчайшие складочки, расправляла воротнички, ползая на коленях перед своими творениями. Клиентура Коко расширялась, и спустя три года в городке Довиле, на главной улице, появился ее первый филиал. На окнах - белые шторы, на которых черными буквами было выведено: Chanel.
В 1915 году в городке Беаррице Шанель открыла самый настоящий дом моделей - с коллекциями платьев, стоимость которых уже достигала 3000 франков. Строение напоминало маленький замок - ни одна портниха в Беаррице еще не устраивалась с подобной роскошью. Артур ввел ее в свой круг, познакомил с деловыми партнерами - банкирами, политиками, финансистами. Он не раз помогал ей советами. Единственное, о чем никогда не заходила речь, так это о браке. Он долго не решался заговорить с Габриэль о своей помолвке с Дианой Листер, дочерью английского лорда. И все же его брак, который состоялся в 1919 году, следовало принять как нечто неизбежное. Думал ли он расстаться с Коко? Никогда! Она была частью его прошлого: они пережили взрыв чувств, разрушили стену предрассудков. Она была не только его любовью, но и его «авантюрой». Что касается Коко, то она была согласна на любое полулегальное положение, только бы не потерять Артура. Она скрывала горечь, разочарование, от которого будет страдать до конца своей жизни. Но впереди ее ожидало еще одно испытание. 22 декабря 1919 года Артур Кейпл разбился на машине по дороге в Канны. Долгие дни, недели, месяцы Коко проводила на своей вилле, скрываясь от посторонних глаз, чтобы дать волю слезам. Ей нужен был тот, кто не дал бы ей сойти с ума.
Добрым ангелом для нее стала полька по происхождению, вдохновительница самых известных французских художников и писателей, женщина, чье совершенство поразит Шанель, - Мизя Серт (в девичестве - Мизя Готебска). Ее портреты писали Лотрек и Ренуар, в ее честь слагали поэмы Верлен и Малларме, ею восхищались Кокто и Пикассо. К ее ногам бросали миллионы. В течение тридцати лет она будет появляться в жизни Коко, чтобы поддержать, спасти, успокоить ее, придать сил. После путешествия в Италию, которое Коко совершила с Мизей, друзья нашли, что Шанель изменилась. Она обрела силу, чтобы скрывать свои чувства, а окружающие решили, что она выздоровела.
Шел 1920 год. Год, который принес Коко успокоение. Год, когда она, шаг за шагом, воплощала в жизнь свою заветную мечту - изобретение духов. Духи "Шанель N5" помогли обрести ей ту независимость, о которой она мечтала. До 1971 года они принесли ей 15 млн. долларов. Флакон был лишен вычурности. Золотая жидкость наполняла стеклянный куб с четко очерченными углами, с аббревиатурой в центре черного крута на печатке, скреплявшей горлышко, в виде двух переплетенных букв «С». И цифра «5» - та, что была начертана на полу Обазинского монастыря.
Шел 1920 год. Великий князь Дмитрий Павлович, отпрыск царской семьи, внук Александра II, племянник Николая II, заполнил вынужденную паузу - самые долгие каникулы в жизни Габриэль. Он был моложе ее на одиннадцать лет. Их представили друг другу в Венеции. Вернувшись вместе во Францию, они стали жить на ее вилле, где в конце сада плескалось море. На рыбачьей лодке каждое утро отправлялись купаться. Возвращались поздно. Их мало кто навещал. Они расстались без драмы, проведя вместе один год, и этот год сделал их друзьями. Вскоре князь Дмитрий женился на богатой американке. Он умер в 1942 году, до самой смерти поддерживая дружбу с Коко. По свидетельству его сына Пола Романова, ни одна женщина не пробуждала в отце столько грез.
У Шанель возникло желание вновь расправить крылья, взлететь, взметнуться вверх, как бы беря реванш над испытывающей ее Фортуной. «Итак, - сказала она себе, - впредь - только работа». И она впрягалась в нее с ожесточением и азартом, свойственным ее целеустремленной натуре, с неистовством, страстью и одержимостью, закладывая основы могучей империи Coco Chanel.
Смысл ее работы состоял в том, чтобы со вкусом, элегантно одеть женщину. Сверкание камней на простом платье, роскошь и аскетизм стали особенностью ее стиля. Это стиль безупречных линий и идеальных пропорций. И все же главный критерий - удобство и практичность. «Верх платья так же легко сделать, как написать первый акт пьесы. Искусство - завершить его», - говорила Шанель. Она пользовалась приемами дорогой технологии, не останавливаясь перед затратами; она дала трикотажу новую жизнь, расширив диапазон его применения (прежде из трикотажа шили только нижнее белье); она не побоялась использовать ткань, которая потом завоевала мир, - джерси.
Любимым детищем Коко всегда оставалось «маленькое черное платье», в котором простоту компенсировали идеальные пропорции и изысканность ткани. Этот стиль прочно завоевал Париж - его приняла французская богема, а вслед за ней и аристократия стала считать его признаком респектабельности. Не прошла бесследно и ее любовь к России: платье-рубашка (в стиле русского национального костюма) с приспущенным металлическим пояском, а также сумочка на длинном ремешке, через плечо.
Пик успеха Шанель - Дом моды, открытый в 1928 году на улице Комбон, 31, в Париже. Для демонстрации моделей были приглашены манекенщицы только русского происхождения.
Режиссер и драматург Жак Кокто не раз заказывал у Шанель костюмы для своих постановок. Король Голливуда Сэм Голдвин пригласил Шанель в США одевать «звезд» для своих фильмов.
Что касается Коко, то она предпочитала носить вещи, фасоны которых заимствовала у мужчин, - блейзеры, длинные полосатые джемпера, свободные жакеты, мужские сорочки.
Герцог Вестминстерский (высокий, крепко скроенный блондин, крестник королевы Виктории) был одним из самых богатых людей Англии. В один из вечеров, в Монте-Карло, его представили Габриэль. Ей было 42 года, ему - 46. В его представлении женщина должна обладать следующими качествами: быть пылкой, преданной, умной. Он восхищался Коко и осыпал ее подарками. Это была одна из самых продолжительных и настойчивых «осад». Тем не менее Габриэль колебалась. Но «крепость» рухнула. Герцог показал ей свои многочисленные владения. Три чудесных года Шанель провела в роскоши апартаментов и красочных пейзажей, изобилующих цветами, три года - под солнцем, дождями и ветрами на предоставленной ей яхте - четырехмачтовой шхуне с обстановкой в стиле эпохи королевы Анны. У Коко вновь появились иллюзии. Но как бы ни был прекрасен их роман, почувствовав, что мечта о замужестве не осуществима, она предпочла оборвать эту заранее проигранную партию.
Коко запретила себе думать об улетучившихся мечтах и своих обидах. Ее подчеркнуто дружеское отношение было всего лишь проявлением гордыни. «Пэров много, - сказала она себе, - а Шанель одна!»
В 1939 году Шанель закрыла Дом моделей и вскоре покинула Францию. Она отправилась в Швейцарию, где провела четырнадцать лет в бездеятельности, в праздности, которую сама же, в силу своей деятельной натуры, недолюбливала. Но ее вновь потянуло к работе. И она вернулась в Париж, чтобы еще раз напомнить о себе. Скептики пожимали плечами: модой овладели другие тенденции, на подиумах блистали модели Живанши и Диора.
Пройдет совсем немного времени, и те, кто хорошо знал Коко Шанель, с удивлением отметят, как помолодела, как воспрянула она к жизни. Модели «от Шанель» стали для нее самой эликсиром молодости.
Шанель бросила вызов. Ее вердикт: «Быть гусеницей днем и бабочкой ночью» - оправдал себя. В будни с ножницами в руках, стоя на коленях перед моделями в смиренной позе ремесленника, в праздники - царя на подиумах, она проведет еще долгих восемнадцать лет. Время пощадит не только ее, но и ее красоту.
Коко Шанель, основательница самого известного и шикарного модного дома, умерла тихой смертью 10 января 1971 года в возрасте 88 лет в номере-люкс отеля «Ритц» в Париже.
«Мода выходит из моды, - говорила Коко Шанель, - стиль – никогда». В ее стиле есть что-то от Вечности.
Источники: