Крок Рэй
Рэй Крок/ Ray Kroc
Рэй Крок не придумал фаст - фуда, он им торговал |
Рэй Крок - американский ресторатор, создатель сети ресторанов быстрого обслуживания McDonald's. Первый ресторан он открыл в апреле 1955, следом еще два. В том году доход достиг 235 000 долларов. Когда Крок скончался, по всему миру насчитывалось уже 7500 ресторанов McDonald's.
«В 1954 г. мне было 52 года. У меня был диабет и артрит. Мне вырезали желчный пузырь и большую часть щитовидной железы. Но я верил в будущее», - так вспоминал Рэй Крок судьбоносный момент, когда он познакомился с братьями Макдоналд. В дополнение к многочисленным болезням он был глуховат и небогат. Крок был известным бизнесменом, но все его предприятия терпели крах. Когда в 1954 г. ему потребовалось 15 тыс., чтобы выкупить лицензию на распространение «Макдоналдса», ни один банк не дал ему кредита. Пришлось заложить дом и страховку. После этого он прожил еще 30 лет и заработал 600 млн. Сейчас империя «Макдоналдс» состоит из 30 тыс. ресторанов, в которых каждый день поедают гамбургеры и картофель фри 46 млн. человек. Но Крок не только нажил состояние - он изменил наш стиль жизни и обогатил тысячи своих соотечественников. То, как это все начиналось, можно считать настоящей историей успеха в изменениях, произошедших во всей ресторанной индустрии.
Рэй Крок стал промышленным пионером в не меньшей степени, чем Генри Форд. Он произвел революцию в ресторанной промышленности, наведя порядок в производстве гамбургеров, чипсов и молочных коктейлей. Развивая сложную систему управления и доставки, он добился того, чтобы чипсы, продаваемые в Калифорнии, ничем не отличались от чипсов, продаваемых в Нью-Йорке. Такая последовательность сделала McDonald's брэнд-именем, определяющим американскую индустрию быстрого приготовления пищи. Сегодня компании, занимающиеся различными продажами, извлекают пользу из разных видов систем, первопроходцем которых был Рэй Крок.
Рэй Крок не придумал франчайзинг, он его усовершенствовал. Он хотел, чтобы национальная сеть «Макдоналдсов» приносила долгосрочную прибыль и не срамила свой брэнд. Он решительно отказался от быстрой прибыли, которую приносила продажа лицензий на целые территории. Крок продавал франшизы на строительство только одного ресторана «Макдоналдс». Впоследствии, если ресторатор доказывал свое соответствие высоким стандартам, Крок мог доверить ему строительство еще одного ресторана. Крок также не хотел наживаться на рестораторах, продавая им оборудование и продовольствие. Однако все, что они закупали, должно было строго соответствовать стандартам «Макдоналдса» - от количества касс до среднего размера картофелин. И впервые во франчайзинге он поставил свою прибыль в зависимость от прибыли ресторатора.
Заслуга Крока состоит в том, что он из небольшого ресторанчика братьев МакДональдов создал крупную сеть ресторанов, работающих по одной системе. Эта система описывает все мелочи: где должны стоять кассы, как размещать оборудование, как организовать контроль качества за поступающими продуктами, сколько слоёв мяса и сыра класть в гамбургеры, как класть салфетки, где размещать рекламные надписи, какой вкус должен быть у картошки фри, по какой цене продавать, как учить сотрудников, как их отбирать и так далее. Именно следование данной детальной системе позволило McDonalds открыть десятки тысяч ресторанов по всему свету. Ведь теперь отпадала необходимость каждый раз придумывать велосипед заново, что ускорило рост всей сети и избавило компанию от убыточных неудачных попыток.
Рэй Крок – революционер ресторанной промышленности
Рэй Крок не придумал фаст - фуда, он им торговал. Собственно, только это он и умел делать. 17 лет он продавал бумажные стаканчики фирмы «Лили Кап компании» и был признан лучшим дилером компании. Потом создал собственную фирму, чтобы продавать мультимиксер (установку для производства мороженого) нового образца, но к началу 50 - х всех сотрудников фирмы пришлось уволить: конкуренты выпустили усовершенствованную установку, и та вытеснила с рынка любимую машину Крока. В который раз оказавшись на грани разорения, он принялся, как встарь, разъезжать по стране. Именно тогда он обратил внимание, что маленький придорожный ресторанчик в Сан - Бернардино заказал сразу около десятка его мультимиксеров. «Что они там с ними делают?» - спросил он знакомого. «Зарабатывают», - ответил тот. Крок сел за руль и поехал в Калифорнию.
Сан - Бернардино оказался маленьким рабочим городком, а придорожный ресторанчик - собственностью братьев Макдоналд, придумавших систему скоростного обслуживания. Там Крок увидел металлические прилавки, к которым клиенты подходили и сами делали заказ. Он увидел огромный автоматизированный конвейер, где жарились центнеры картошки и сбивались сотни молочных коктейлей. Он увидел небывало маленькое меню - всего девять наименований - и бумажную посуду. И невозможно, неприлично низкие цены: во всех фаст - фудах гамбургер стоил около тридцати центов, Макдоналды продавали его за пятнадцать.
Всем этим великолепием, приносившим небывалый для фаст - фуда годовой доход в 300 тыс. долл., заправляла пара толстяков с одинаковыми залысинами и в одинаковых очочках. Братья Макдоналд были тюфяками. Напав на золотую жилу, они ленились ее разрабатывать. Когда первый ресторатор, купивший у них франшизу, предложил назвать свой ресторан «Макдоналдс», Дик Макдоналд сказал: «Да зачем? В вашем городе это имя все равно ничего не значит».
Предложение Крока продавать их франшизы по всей стране стало для братьев сущим благословением. Франшиза стоила 950 долл. и выдавалась на 20 лет. А еще каждый ресторан должен был платить 1,9% от своего дохода: 1,4% шли Кроку, 0,5% - братьям Макдоналд за использование их имени и ресторанной системы. Крок не имел права вносить ни малейшего изменения в систему «Макдоналдс». На этих условиях разорившийся коммивояжер отправился покорять Америку.
Рэй Крок впервые во франчайзинге поставил свою прибыль в зависимость от прибыли ресторатора. Никого такая схема привлечь не могла. Люди с большими деньгами хотели купить лицензию на целый штат, а потом ее перепродавать. Представителей малого бизнеса не устраивало то, что франшиза действовала всего 20 лет, и по ее окончании они могли запросто потерять свой ресторан. И никому не нравился строжайший учет и контроль, который намеревался установить Крок в своей империи.
За первый год Крок сумел продать только 18 франшиз. Половина из них ушли в Калифорнию. Половину он уговорил купить богатых завсегдатаев своего клуба в Чикаго. У тех был свой бизнес. Рестораны их мало интересовали. В их «Макдоналдсах» царил полный бедлам. В меню неизвестно откуда возникали пиццы и хот - доги. Цена на гамбургер взлетала несколько раз. Владельцы франшиз смотрели на рестораны как на свою собственность и делали в них что хотели. А Крок мечтал об униформе: одинаково одетые продавцы, сияя, продают клиентам одинаковые гамбургеры по одинаковым ценам.
Спасение Крока явилось в образе скромного чикагского журналиста. К сорока шести годам Сэнфорд Агате скопил 25 тыс. долл. и мечтал вложить их в какое - нибудь свое дело. Крок уговорил его купить франшизу. Владелец земли в городке Уокиган согласился построить там «Макдоналдс» и сдавать его в аренду Агате за 5% от оборота ресторана, но не меньше 500 и не больше 1000 долл. Агате внес деньги на депозит, уплатил первичный взнос за здание, купил оборудование, и от его сбережений не осталось ни цента. 26 мая 1955 г. «Макдоналдс» Агате открылся.
Через два часа после открытия перед зданием выстроились длинные очереди. К вечеру в кассе миссис Агате лежало 450 долл. К вечеру следующего дня - больше 800. Наличные не умещались в кассе, и каждый вечер супруги складывали их в коричневые бумажные пакеты и тащили домой. В 1957 г. Агате купил себе роскошный дом, а его прибыль на порядок превысила заработок самого Крока. К Кроку чередой потянулись такие же оптимисты - неудачники, каким был он сам.
В 1961 г. братья Макдоналд согласились продать свое имя Кроку и предоставить ему полную свободу управления брэндом. Знаменитую литеру «М» они оценили в 2,7 млн наличными: миллион - Дику, миллион - Маку и 700 тыс. - дяде Сэму, на налоги. У Крока таких денег и в помине не было. По стране работало 228 ресторанов «Макдоналдс», в 1960 г. они заработали 75 млн, но процент, причитавшийся Кроку, был ничтожен. Прибыль его фирмы за 1960 г. составляла 77 тыс. долл., а долгов было на 5,5 млн. Срочно нужен был кредит.
Главный финансист «Макдоналдса» Гарри Зоннеборн сумел уговорить самые известные университеты (прежде всего Принстонский) вложить 2,7 млн долл. в «Макдоналдс». За это кредиторы кроме возвращенного долга получали возможность отщипывать от прибыли "Макдоналдса" ровно такой же процент, который в свое время получали братья Макдоналд.
Но за день до вручения 2,7 млн кредиторы отказались от своего решения. Зоннеборн полетел в Нью - Йорк. Кредиторы изложили традиционный резон: фаст - фуд слишком ненадежный бизнес. Зоннеборн помялся, прочистил горло и сиплым голосом открыл великую тайну «Макдоналдса»: «Вообще - то мы не занимаемся фаст - фудом. Мы… э-э-э… занимаемся недвижимостью». Еще в 1954 г. Зоннеборн придумал, как объединить ресторанный бизнес и недвижимость. Его идея заключалась в том, чтобы, не имея ни гроша в кармане, постепенно прибрать к рукам здания ресторанов «Макдоналдс» вместе с землей, на которой они стояли.
Братья Макдоналд получили отступного и вылетели из бизнеса. Рэй Крок произвел переворот в сельском хозяйстве США, основав новую систему дойки коров, выращивания картофеля и упаковки сливок. В меню «Макдоналдсов» появился биг - мак, а в его рекламе - Рональд Макдоналд. В Москве и Кувейте люди выстраивались в многокилометровые очереди на открытии первых «Макдоналдсов». А оборот сети в 2001 г. превысил 40 млрд. долларов.
Сейчас в мире более 19 тысяч ресторанов в более чем 103 странах мира включая Германию, Францию, Англию, Карибские острова, Японию, Центральную и Северную Америку, Австралию, Россию, Беларусь, и другие, а каждые 8 часов где-то в мире открывается новый ресторан «МакДональдс»
Источники: