Климент Александрийский
Климент Александрийский/Kliment Aleksandriiski
Сотворены же мы и введены в этот мир с тем, чтобы быть верными исполнителями заповедей, если только хотим наследовать спасение.
Климент Александрийский |
Климент Александрийский, христианский философ и богослов.
Исключительная эрудиция Климента и его знакомство с широким кругом языческих и христианских источников нашли отражение в главных из его сохранившихся сочинений – «Протрептике», или «Увещании к эллинам», «Кратких объяснениях», «Строматах» («Лоскутном одеяле»), «Педагоге» и гомилии «Какой богач спасется?» Будучи неполным и несистематическим отображением блестящих лекций, читанных Климентом в Александрии, эти сочинения позволяют уяснить главную цель Климента: через рациональное осмысление тайн христианской веры привести человека к такому состоянию духовного совершенства, к которому нас призывало Слово Божье и в котором человек, освободившийся от страстей, через любовь к Богу уже на земле заложит основания небесного блаженства.
Климент Александрийский был сторонником учения о предсуществовании душ. Согласно ему, бессмертный центр человека, возникает не в момент зачатия, а гораздо раньше, еще в Царстве Бога. Это бессмертное начало, которое Климент называет душой, а сейчас принято называть духом, оказывается ниспадшим в этот мир, и после смерти у него появляется шанс вернуться в свое небесное отечество. Учение о предсуществовании душ было предано анафеме на V Вселенском соборе в 553 году. Для Климента, жившего четыре столетия раньше этого собора, предсуществование духовной сердцевины человека было само собой разумеющимся, и он многократно говорил об этом. Климент Александрийский не сообщает о посмертной судьбе личности-«Я». Но его взгляды можно реконструировать по одному из немногочисленных высказываний о посмертном будущем человека. «То, что говорилось о сне, может быть сказано и о смерти. И тем, и другим состоянием изображается самоуглубление души; смерть есть полный его образ, сон ослабленный».
После смерти Климента Александрийского некоторые раннехристианские писатели называли его святым, но в православные святцы он включен не был.
Знаменитый богослов Климент Александрийский
Климент родился около 150 года в Афинах в семье состоятельных язычников.
Получил хорошее образование.
Обстоятельства и время обращения к христианству Климента неизвестны.
Когда это произошло, он отправился путешествовать с целью учиться у самых лучших, самых авторитетных учителей. Климент побывал в Южной Италии, Сирии, Палестине. Примерно в 190 году он прибыл в Александрию в александрийское училище и стал учеником Пантена.
Климент стал преемником Пантена по должности наставника училища (ок. 200 г., некоторые считают, что ок. 190 г.).
В эпоху Климента и Оригена Александрия стала важнейшим центром христианской философской мысли. Климент покинул Александрию в период гонений на христиан при императоре Севере (202–203), и о его последующей жизни и странствиях практически ничего не известно. Папа Климент VIII исключил его имя из церковных календарей по причине сомнений в ортодоксальности некоторых его сочинений.
В должности учителя, по всей вероятности, Климент получил сан пресвитера. (Был ли Климент в самом деле священником — нельзя сказать с полной уверенностью).
Он посещает Кесарию Палестинскую, Иерусалим (там был епископом его ученик).
Среди его учеников были Св. Александр, епископ Каппадокийский, а потом Иерусалимский и, возможно, Ориген.
Умер Климент до 216 г.
Климент задумал философскую трилогию
«Протрептик» — «Педагог» — «Дидаскал».
Основная идея всех трех частей — показать постепенное восхождение христианина к истинному «гнозису» (знанию) под руководством Логоса. Божественный Логос (Христос) выступает как:
- «Протрептик» — «увещатель», обличающий язычество и призывающий обратиться к истинной вере
- «Педагог» — воспитатель, детоводитель, постепенно ведущий новообращенных к нравственному совершенству
- «Дидаскал» — учитель, открывающий «посвященным» тайны истинного гнозиса (знания)
Климент написал первую и вторую части; третья часть дошла до нас под названием «Строматы» (букв, ковры, лоскуты), хотя это и не совсем то, что было задумано.
Интересной частью наследия Климента является его нравственное учение, адресованное мирянам (как правило, церковные писатели предпочитали писать на морально-аскетические темы, адресуясь в первую очередь к монахам). Особо следует отметить обсуждение вопроса о супружеской жизни и безбрачии — волнующая тема для всех поколений и народов. В распущенную атмосферу греко-римского общества христианство внесло две совершенно новых, неслыханных идеи: идею единственности супружества и идею безбрачной жизни, одинаково чуждую иудаизму и эллинизму. При этом христианские писатели усиленно — порою даже слишком - настаивали на превосходстве безбрачия над супружеской жизнью.
Источники: