Альтюссер Луи Пьер
Луи Пьер Альтюссер/ Louis Pierre Althusser
|
Нельзя что-то знать о людях, если только не испепелить философский миф о человеке.
Луи Альтюссер
|
Луи Альтюссер – французский философ-марксист, член Французской коммунистической партии (1948-1980), профессор Высшей нормальной школы (Париж). В своих работах исследует проблемы общественного развития, истории философии, диалектики, гносеологии, соотношения науки, идеологии и философии, теории и практики. Основные сочинения: «За Маркса» (1965), «Читать «Капитал» (в соавторстве с Э. Балибаром и Р. Этабле, 1965), «Философия и житейская философия выдающихся ученых» (1967, опубликована в 1974), «Ленин и философия» (1969), «Идеология и идеологические аппараты государства» (1970), «Элементы автократии» (1973), «Позиции» (1976), «Почему я не могу оставаться в Коммунистической партии Франции» (1978), «Заметки о психоанализе» (1993), «О философии» (1994) и др.
Книга Луи Альтюссера «За Маркса» - важнейший текст западного марксизма после Второй мировой войны, выдержавший с момента своей первой публикации пятнадцать переизданий. Он произвел революцию в прочтении классических работ Маркса, заложив основы нового понимания философии, политики, истории. Альтюссер ставит цель способствовать оживлению интереса к философии как области фундаментальных исследований, необходимых не только для общественных и гуманитарных наук, но и для естествознания, поскольку философия является своеобразной «совестью науки», а также уберечь философию от опасности превращения ее в служанку политики, сведения ее к комментариям текущей политики.
Философия Луи Альтюссера
Луи Альтюссер родился в 1918 году в Алжире. Член Французской коммунистической партии (1948-1980), участник войны в Испании и Движения Сопротивления. Ученик Башляра. Более 30 лет (до 1981) преподавал в парижской Эколь Нормаль. Его учениками были Фуко и Деррид.
Широкую известность Альтюссеру принесли работы, написанные в 60-х годах двадцатого века («За Маркса», «Читать Капитал» (в соавт.) и др.). В этих работах он выражает обеспокоенность наличием во французском марксизме теоретической пустоты, отсутствием теоретической традиции, недооценкой роли теории вообще и философской теории в особенности.
В рамках поставленных задач Альтюссер выступает против наметившегося крена французского марксизма в проблематику человека и гуманизма, считая, что это противоречит и сути марксизма, и творческой эволюции К. Маркса. Он отмечает, что на начальном этапе Маркс действительно опирался на «философию человека», которая служила ему теоретическим фундаментом. Однако с 1845 Маркс порывает с прежней концепцией и переходит на строго научные позиции, направляя все свое внимание на изучение структуры общества, способа производства, общественных отношений и т.д. Между «молодым» и «зрелым» Марксом произошел «эпистемологический разрыв», в результате которого было создано новое учение об обществе, исходя из которого Маркс критически оценивает гуманизм. Все это, как полагает Альтюссер, дает основание считать, что марксизм есть «теоретический антигуманизм».
Как отмечал Альтюссер, «не с конкретными людьми имеет дело наука, а с людьми-функциями в определенной структуре, носителями рабочей силы, представителями капитала… В теории люди соединены формой, поддерживающей структурные отношения, индивидуальность предстает в форме особых эффектов структуры». Теоретический антигуманизм Маркса, по Альтюссеру, – основание как познания, так и практической трансформации мира: «нельзя что-то знать о людях, если только не испепелить философский миф о человеке. Любая философия, пытающаяся так или иначе реставрировать марксистскую антропологию или философский гуманизм, будет в теоретическом смысле собиранием пыли». В 1967 Альтюссер выступает с курсом лекций, критикующих так называемый «шардено-марксизм», соединяющий в себе космологизм Тейяра де Шардена, религию и некоторые марксистские принципы.
В работах 1970-х гг. («Элементы самокритики» (1974), «Позиции» (1976) и др.) Альтюссер вносит коррективы в свою концепцию, признает, что допускал «теорицистский уклон» и увлечение структуралистской терминологией. Вместе с тем он продолжает развивать свое понимание философии и ее связей с политикой, разрабатывать проблемы структуры общества, соотношения науки и идеологии.
Жизнь самого Альтюссера была омрачена шизофренией, которой он страдал многие годы. Несмотря на длительные курсы лечения, эта болезнь в конечном счете привела к преждевременному завершению его философской карьеры. В 1980, в состоянии шизофренического расстройства, он убил свою жену Элен Леготье и был помещен в психиатрическую клинику, где находился до 1988. Немногочисленные работы Альтюссера оказали сильное влияние на леворадикальные течения шестидесятых и, в частности, на маоистские группы французских интеллектуалов, вокруг которых начиналось формирование постструктурализма.
Источники:
http://ru.wikipedia.org
http://ariom.ru