Аристипп
Аристипп/Aristipp
Детей надо учить тому, что пригодится им, когда вырастут Аристипп |
Аристипп - родоначальник гедонизма - философии, во главу угла которой положен принцип приоритета плотских удовольствий над всеми другими.
Диоген Лаэртский в жизнеописании Аристиппа приводит следующие характерные эпизоды из жизни философа: «…он первый из учеников Сократа начал брать плату со слушателей и отсылать деньги учителю. Однажды, послав ему двадцать мин, он получил их обратно, и Сократ сказал, что демоний запрещает ему принимать их: действительно это было ему не по душе.
Ксенофонт Аристиппа не любил: поэтому он и приписал Сократу речь, осуждавшую наслаждение, и направленную против Аристиппа…
Его упрекали за то, что он, последователь Сократа, берет деньги с учеников. «Еще бы!» - сказал он , - «Правда, когда Сократу присылали хлеб и вино, он брал лишь самую малость, а остальное возвращал; но ведь о его пропитании заботились лучшие граждане Афин, а о моем только раб Евтихид»…
Кто-то сказал, что всегда видит философов перед дверьми богачей. «Но ведь и врачи,» - сказал Аристипп,» - ходят к дверям больных, и тем не менее всякий предпочел бы быть не больным, а врачом».
Однажды он плыл на корабле в Коринф, был застигнут бурей и страшно перепугался. Кто-то сказал: « Нам, простым людям, не страшно, а вы, философы, трусите?» Аристипп ему ответил: «Мы оба беспокоимся о своих душах, но души-то у нас не одинаковой ценности»…
Человека, который порицал роскошь его стола, он спросил: «А разве ты отказался бы купить все это за три обола?» - «Конечно, нет», - ответил тот. «Значит, просто тебе дороже деньги, чем мне наслаждение»…
Гетера сказала ему: « У меня от тебя ребенок», - «Тебе это так же неизвестно,» - возразил Аристипп, - «как если бы ты шла по тростнику и сказала: «Вот эта колючка меня уколола».
Он умел применяться ко всякому месту, времени или человеку, играя свою роль в соответствии со всею обстановкой. Поэтому и при дворе Дионисия (сиракузского тирана ) он имел больше успеха, чем все остальные, всегда отлично осваиваясь с обстоятельствами…
Когда Дионисий плюнул в него, он стерпел, а когда кто-то начал его за это бранить, он сказал: « Рыбаки подставляют себя брызгам моря, чтобы поймать мелкую рыбешку; я ли не вынесу брызг слюны, желая поймать большую рыбу?»…
Дионисий дал ему денег, а Платону - книгу; в ответ на упреки, Аристипп сказал: «Значит, мне нужнее деньги, а Платону – книга».
Таков Аристипп в описании Диогена Лаэртского: жадный, толстокожий, циничный, языкастый - и портрет этот, судя по его порядку функций, достаточно близок к оригиналу.
Мыслил же Аристипп , как жил, философия его была проста: « Между наслаждением и наслаждением нет никакой разницы, ни одно не сладостней другого. Наслаждение для всех живых существ привлекательно, боль отвратительна… Наслаждение является благом, даже если оно порождается безобразнейшими вещами… даже если поступок будет недостойным, все же наслаждение остается благом, и к нему следует стремиться ради него самого».
Аристипп – философ наслаждения
Аристипп (ок. 435 — ок. 355 до н. э.) – древнегреческий философ из Кирены в Северной Африке, основатель киренской, или гедонической, школы, ученик и друг Сократа, с софистическим уклоном.
Позднее, как софисты, учил за деньги. Некоторое время вел бродячую жизнь (побывал помимо прочего при дворе Дионисиев I и II в Сиракузах). В конце жизни, вероятно, возвратился в Кирену, где жил со своей дочерью Аретой. Аристипп утверждал, что благодаря своей философии он обрел внутреннюю свободу, которая позволяет ему получить удовольствие от любой жизненной ситуации, вне зависимости от материальных благ. Сочинения Аристиппа (среди которых диалоги и диатрибы) погибли. Поучения Аристиппа и анекдоты о нем сохранились в основном у Диогена Лаэртского и происходят из сборника, который создан позднее, в начале III в. до н.э. Невозможно, однако, с точностью установить, в какой мере эта доксографическая традиция отражала взгляды самого Аристиппа. Вызывает споры также вопрос, считать ли Аристиппа основателем философской школы киренаиков или им был его внук Аристипп Младший, называемый Metrodidaktos (ученик своей матери), который создал цельную систему гедонизма, основываясь на взглядах деда. Основной категорией учения, известного под именем Аристиппа, ограниченного этическими вопросами, было удовольствие, понимаемое телесно. Получение удовольствий, которыми философ, однако, управляет, составляет подлинное счастье. Позднейшие киренаики (то есть приверженцы учения Аристиппа, Анникер, Гегесий и Феодор) значительно изменили эти взгляды. Школа перестала существовать в середине III в. до н.э. Платон относился к Аристиппу с неприязнью: особо он подчеркивал отсутствие Аристиппа при смерти Сократа, а также критиковал гедонизм Аристиппа (не называя его) в «Филебе». В «Воспоминаниях о Сократе» Ксенофонт представил Сократа полемизирующего с Аристиппом. Он был главным героем сочинений Спевсиппа и Стилпона из Мегары (которые осуждали его взгляды и образ жизни).
Кто-то привел к нему в обучение сына; Аристипп запросил пятьсот драхм. Отец сказал: «За эти деньги я мог бы купить раба!» — «Купи, — сказал Аристипп, — и у тебя будет целых два раба». — «А что ему даст твое учение?» — спросил отец. «Хотя бы то, что он не будет сидеть в театре, как камень на камне». (Сиденья в греческих театрах под открытым небом были каменные.)
Он был очень непохож на Сократа. Но, как все, кто знал афинского лукавого мудреца, он любил его и помнил всю жизнь. На вопрос: как умер Сократ? — он отвечал: «Так, как и я желал бы умереть». Один оратор, защищавший Аристиппа в суде, спросил его: «Что тебе дал Сократ?» — «Благодаря ему, — ответил Аристипп, — все, что ты говорил хорошего обо мне, было правдой».
У Аристиппа был острый язык и легкий характер, греки его любили и долго помнили рассказы о нем. Но если всмотреться, мы узнаем в нем хорошо знакомый и не очень уважаемый тип этого времени —профессионального прихлебателя. Заурядные прихлебатели нахлебничали по голодной необходимости — Аристипп придумал для себя красивое философское оправдание. Но в основе его было все то же опасное чувство: право на праздность.
Источники: