Аркесилай
Аркесилай/Arkesilaus
Из мужчин можно сделать евнухов, но из евнухов мужчин не сделаешь. Аркесилай |
Аркесилай (ок . 315 - ок. 240 до н. э.), дренвнегреческий философ, основатель Средней (скептической) Академии платоновской. Ученик Теофраста, затем Крантора. Продолжая традицию древнеакадемической диалектики, довел до совершенства практику составления «равносильных» речей «за» и «против» на любую заданную тему; логическим выводом из этого был принцип воздержания от суждения (эпохе). Полемика со стоиками — вторая отличительная черта Аркесилая и созданной им Академии. Согласно Сексту Эмпирику, возражения Аркесилая направлены главным образом против стоического учения о «постижении», определяемом как «предположение постигающего представления».
Указывая на противоречивость этой концепции и невозможность рассматривать «постижение» как критерий истины, Аркесилай отрицает существование «постижения» как такового. Однако теоретическая необходимость воздержания от суждения не избавляет от принятия решений на практике: здесь критерием является (как и у стоиков) вероятное. Всякое действие опирается на представление о приятном и на стремлении к нему, что не расходится с принципом эпохе, который освобождает только от мнений. Практическая этика у Аркесилая фактически построена на стоических понятиях.
Аркесилаю приписывают «эзотерический догматизм» рядом с «экзотерическим скептицизмом», т.е. скептиком он был для публики, но догматиком - для учеников и доверенных лиц, в стенах Академии. Однако наши источники позволяют это лишь предполагать. Аркесилай не оставил никаких сочинений.
Аркесилай и его Академия Скептиков
Аркесилай, греческий философ, ученик Теофраста, которого он оставил ради поступления в Академию Платона. После Кратета стал ее руководителем. Аркесилай провозгласил возвращение к методу Сократа, который он соединил со скептическим антагонизмом Пиррона. Боролся с догматизмом стоиков. Скептицизм Аркесилая господствовал в Академии вплоть до Антиоха Аскалонского.
Иронический метод Сократа и Платона он использовал в новом скептическом духе, для массированной и неуступчивой атаки на стоиков, особенно, на Зенона. Главной задачей философии Аркесилай считал борьбу со стоицизмом, а оружием этой борьбы — диалектику. Аркесилай заставлял своих учеников упражняться в доказательстве и опровержении каждого тезиса. Как и Сократ, он ничего не писал.
Задумка состояла в том, чтобы разоружить их собственными руками, завести в тупик молчания. Мы помним, что критерий истины философы Портика видели в «каталептическом представлении». Смысл их критики был таков: согласия в принятии представления не существует, ибо 1) согласие есть акт разума, это суждение, а не представление, 2) не существует такого истинного представления, которое исключило бы ложное. Стало быть, когда мы даем согласие, то всегда рискуем согласиться с тем, что ложно. Ясно, что то, что рождается в согласии, никогда не может быть определенно истинным, а может быть только мнением. Из двух одно: либо мудрец-стоик должен согласиться, что владеет лишь мнениями, либо, если дано, лишь мудрец знает истину, он должен быть «акаталептиком», т.е. несогласным, и значит, скептиком. Если стоик рекомендовал «остановку в суждении» только в случаях недостатка очевидности, Аркесилай обобщает: «ничто не имеет абсолютной очевидности».
Каталепсис как согласие с каталептическим представлением невозможен, так как соглашаться можно не с представлением, а только с суждением. Учение стоиков о знании покоится на допущении, будто существуют представления, мысля которые, мы сразу видим, что в них действительность отражается и схватывается именно такой, какова она есть. Однако Аркесилай отвергает возможность таких представлений. Так как не существует каталептических представлений, то все вещи непознаваемы. Под руководством Аркесилая учение Академии становится учением скептицизма, а ученики Академии усердно упражняются в доказательстве и опровержении каждого тезиса. Сам Аркесилай, вникая в подробности стоицизма, вскрывал его противоречия и затруднения.
Источники: