Грасиан-и-Моралес Бальтасар
Бальтасар Грасиан-и-Моралес/ Baltasar Graciаn y Morales
Иные могли бы стать учеными, если бы не думали, что уже стали ими. Грасиан |
Бальтасар Грасиан (1601-1658) – испанский священник, мыслитель, писатель, включен в «Каталог авторитетов языка», изданный Королевской Испанской Академией.
В России Грасиана публиковали в период 1742 — 1792 г. — потом 200-летний перерыв. Благодаря Артуру Шопенгауэру, в Германии, начиная с 1861 года уже было 14 переизданий.
«Склонность к меланхолии, желчный характер, вечно раздраженный, всеми недовольный, язвительный критикан» — отзыв современников (из обязательных доносов друг на друга в иезуитском ордене).
В 1651 без дозволения ордена Грасиан опубликовал первую часть своего дидактического романа «Критикон» (El Criticón); был подвергнут церковному наказанию, от которого его освободила только смерть в 1658 г.
Помимо «Критикона» творческое наследие Грасиана состоит главным образом из пяти выходивших под разными псевдонимами трактатов: Герой (El Heroe, 1637), Политик (El Político, 1640), Благоразумный (El Discreto, 1646), Карманный оракул (El Oráculo manual, 1647) и Остроумие, или Искусство изощренного ума (Agudeza y arte de ingenio, 1648). Герой Грасиана не сверхчеловек и не великий воин, это философ-стоик и в то же время погруженный в мирские заботы человек. Карманный оракул, переведенный А.Шопенгауэром, состоит примерно из 300 максим, наставляющих читателя, как обрести качества, присущие идеальным личностям. Искусство изощренного ума – своего рода учебник стиля, где утверждается, что краткость и остроумие – качества, необходимые для мысли и слова.
Сочинения Бальтасара Грасиана:
-
«Герой» (1637)
-
«Политик» (1640)
-
«Остроумие, или Искусство Изощренного Ума» (1642)
-
«Благоразумный» (1646)
-
«Карманный оракул, или Наука благоразумия» (фр. «Homme de cour» (Придворный); рус. «Придворный человек») (1647)
-
«Критикон»: Часть I — 1651; Часть II — 1653; Часть III — 1657.
-
«Размышления о причастии» (1655) — единственное произведения подписанное настоящим именем.
Грасиан, мыслитель и философ
Бальтасар Грасиан (1601—1658) родился в Испании, в семье лекаря. В 1619 году он становится послушником иезуитского ордена, а в 1627-м принимает сан священнослужителя; впоследствии занимается проповедничеством, преподает теологию и философию в иезуитских школах и университетах.
Свое первое литературное произведение Бальтасар Грасиан опубликовал в 1637 году. Это был трактат «Герой», в котором автор критиковал Николло Макиавелли и создал образ идеального христианского лидера. После этого Грасиан издает трактат «Благоразумный» (1646), сборник сентенций и изречений «Карманный оракул, или Наука благоразумия» (1647), философский роман «Критикон» (1651—1657).
В 1623 году в Сарагосе изучает теологию. В 1657 году после выхода в свет III Части «Критикона», ректор сарагонской коллегии выносит публичный выговор Бальтасару, его лишают кафедры, запрещают преподавать, высылают из Сарагосы, и приговаривают к строгому покаянию - на воде и хлебе.
Членам иезуитского ордена было запрещено публиковать что-либо без одобрения его генералов. Поэтому почти все свои труды Грасиан публиковал под псевдонимом. Но своего авторства непослушному проповеднику, отличавшемуся язвительным слогом, скрыть не удалось. Бальтасар Грасиан попал в немилость руководства ордена иезуитов. В начале 1658 года, после выхода в свет третьей части романа «Критикон», по инициативе генерала ордена Никеля он был лишен права преподавания и проповедничества, приговорен к строгому покаянию и выслан из Сарагосы в провинцию. Незначительное послабление санкций за несколько месяцев до смерти было чисто символичным.
Бальтасара Грасиана можно по праву считать зачинателем науки об управленческом благоразумии, суть которой состоит в том, чтобы научиться видеть себя со стороны, в свете самой безжалостной критики и при этом помнить, что даже в самых лучших стратегических решениях всегда есть «но», что в меру консервативные, критичные и взвешенные суждения очень важны в работе управленцев-стратегов. Некоторые советы, высказанные в свое время выдающимся мыслителем, могут быть полезны при разработке и воплощении корпоративной стратегии.
Источники: