Барт Ролан
Ролан Барт/ Roland Barthes
Язык - самое существо литературы, мир, где она живет; литература ныне всецело заключается в акте письма, а не в мышлении, изображении, повествовании или переживании. Ролан Барт |
Ролан Барт - французский структуралист и семиотик, литературовед. Идеи Барта о необходимости семиотической интерпретации социокультурных процессов оказали влияние на французский авангард во главе с группой «Tel Quel» (Ю.Кристева, Ф.Солерс и др.).
Основные идеи и мотивы своего творчества Барт суммировал в книге «Ролан Барт о Ролане Барте» (1975). В книге «О Расине» (1963) Барт резко выступает против распространенных в то время позитивистских установок литературоведения, противопоставляя «произведение-продукт» – «произведению-знаку».
Обычно исследователи делят творчество Барта на три периода: доструктуралистский (50-е гг.), структуралистский (60-е гг.) и постструктуралистский (70-е гг.).
Последовательно проводя левые «антибуржуазные» идеи, Барт издает в 1957 серию очерков «Мифологии», где описываются основные «мифы» мелкобуржуазного сознания и их отражение в средствах массовой информации (1957).
В 1950-е годы Барт выступает как журналист, симпатизирующий «новому роману», «театру абсурда» и сценическим идеям Б. Брехта. В 1953 публикует книгу «Нулевая степень письма».
«Письмо» — термин, связанный именно с Бартом и обозначающий некую идеологическую сетку, находящуюся между индивидом и действительностью и заставляющую его принимать те или иные ценностные ориентации. В сборнике статей середины 1960-х годов Барт уделяет основное внимание сложностям отношения языка и индивида (1964).
Событием в культурной жизни Франции стала книга Барта «Система моды» (1967), написанная с семиотико-структурных позиций.
К концу 1970-х годов популярность Барта была настолько велика, что в 1977 специально для него в Коллеж де Франс была создана кафедра литературной семиологии.
Ролан Барт: жизнь и идеи
Ролан Барт родился 12 ноября 1915 года в городе Шербур, Нормандия. Его отец Луи Барт, морской офицер, был убит в бою в Северном море, когда Ролану не было и года. Его мать Генриетта вместе с его тётей и бабушкой перебрались в Байонну, город на юго-западе Франции. Там будущий философ впервые соприкоснулся с миром культуры, обучаясь игре на фортепиано под водительством музыкально одарённой тёти.
Ролан показал себя многообещающим студентом, обучаясь в Сорбонне с 1935 по 1939 г.г. Но его академическая карьера была испорчена тяжёлой болезнью — туберкулёзом лёгких, — приходилось много времени проводить в санаториях. Болезнь помешала ему участвовать в войне. Признанный негодным к военной службе, Барт шесть лет - с 1941 по 1947 г. - провел в различных санаториях. Именно на это время приходится процесс его активного интеллектуального формирования - процесс, в ходе которого значительное влияние оказал на него марксизм, с одной стороны, и набиравший силу французский экзистенциализм (Сартр, Камю) - с другой. В юношеские годы оформились две основные черты характера Барта: левые политические взгляды и любовь к театру. В 1948—1950 он преподаёт в Бухаресте, где испытал влияние лингвосемиотических идей А.-Ж. Греймаса.
Знакомство с идеями М.М.Бахтина о полифоничности литературного текста, с лингвопсихологическими идеями Ж.Лакана и семиотикой У.Эко приводит Барта в конце 1960-х годов к периоду, называемому «постструктуралистским». Барт выступает против «единственности» прочтения текста и окончательности в интерпретации его смысла. Текст, согласно его концепции, есть род удовольствия, а чтение – нечто вроде прогулки или даже сексуального удовлетворения (при этом он разделяет «текст-наслаждение» и «текст-удовольствие»). Восприятие текста определяется уровнем читателя и его подготовленностью к прочтению и интерпретации основных пяти кодов, сплетенных в ткани текста, – кода Эмпирии, кода Личности, кода Знания, кода Истины и кода Символа. «Прогулка по тексту» осуществляется по мере прочтения основных единиц протяженности текста – лексий, которые могут быть разновеликими. Классической для этого периода стала книга Барта «C/Z» (1970), где детально анализируется рассказ О.Бальзака «Сарразин». С тех же позиций Барт интерпретирует и возможности восприятия рассказа Эдгара По «Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром» (1973). Известны также его исследования о маркизе де Саде, Фурье и Игнатии Лойоле (1971). Особенно важными при восприятии текста Барт считает коннотативные знаки и идиолектно-личностные аллюзии. Иначе говоря, по концепции Барта, текст вплетается в общую ткань культуры, и его источники и прочтения могут обнаруживать себя и даже возникать после момента его создания.
Ролан Барт подверг семиотическому анализу распространенные явления повседневной жизни, к которым современный человек привык относиться как к самоочевидной данности, и показал их знаковую природу в качестве культурных «мифов». Знаменитая книга Барта «Мифологии» состоит из двух частей - из собрания журнальных статей Барта 1953-1956 гг. о массовой культуре и эссе «Миф сегодня» (теоретическая работа, «систематизация материала первой части»).
Умер Барт в Париже 26 марта 1980.
Источники: