Батай Жорж
Жорж Батай/Georges Bataille
|
…Я пишу для того, кто, вступив в мою книгу, никогда уже из нее не выйдет, провалившись в эту дыру
Жорж Батай
|
Жорж Батая – знаменитый французский философ и писатель, стоявший у истоков постмодернизма.
Жорж Батай, кажется, единственный из французских писателей-философов-критиков (трудно определить жанр однозначно) второй половины нашего века, о котором в России вышел целый сборник статей («Танатография эроса», Санкт-Петербург, Мифрил, 1994). Если мы посмотрим на авторов вошедших в этот сборник статей, то сможем уяснить себе значение Батая для французской литературы. На его творчество так или иначе откликнулись все знаменитости - от Сартра до Деррида. В том же сборнике впервые опубликованы на русском отрывки из «Внутреннего опыта». (Изданный в Санкт-Петербурге полный текст «Внутреннего опыта» - лишь вторая книга самого Батая на русском; первая – «Литература и зло» - вышла в 1994-м в издательстве Московского университета.)
Батая трудно отнести к какому-либо литературному направлению. Диапазон его максимально широк - от статей по нумизматике до порнографических романов. Сильнее всего, пожалуй, на Батая повлияли сюрреалисты, хотя формально он никогда не примыкал к группе Бретона. Более того, он стал одним из авторов второго, «антибретоновского», «Трупа». Но влияние сюрреалистов сказалось практически на всех его работах, на протяжении всей жизни Батай возвращался к осмыслению сюрреализма, задумал даже книгу о философии и религии сюрреализма (он вообще видел суть сюрреализма в примитивной религиозности), которую, впрочем, не написал.
Но не только сюрреалисты были близки Батаю. Камю считал его экзистенциалистом и критиковал как «своего». Сартр объявил Батая мистиком и был не так уж далек от истины. Бланшо, фигура совершенно исключительная, писатель, также не вписывающийся в рамки определенного течения, долгое время был близким другом Батая.
Жорж Батай и его «внутренний опыт»
Жорж Батай родился 10 сентября 1897 года в городке Вийон (департамент Пюи-де-Дом). Вскоре все его семейство переезжает в Реймс. Накануне наступления германских войск в 1914 году отца оставляют одного в Реймсе на попечение сиделки. Старший брат в армии, но Жоржу удается избежать мобилизации из-за тяжелого легочного заболевания. Оказавшись в Париже после войны. Батай поступает на первый курс Ecole des Charles (Историко-архивный институт), заканчивает его через три года и получает диплом специалиста по архивному делу и палеографии.
Середина 20-х годов. Париж. Скрещенье людей и культур. Возникновение школ, печатных изданий. Невероятное сочетание возобновленных традиций и отрицания прошлого. Фактически одновременно Батай помещает в шестом номере «Революсьон Сюрреалист» (первая и единственная публикация Батая в сюрреалистическом журнале) перевод на современный французский язык средневековых стихотворений, лишенных явного смысла; пишет статьи по вопросам искусствоведения и археологии для журнала «Аретуза», перечитывает Лотреамона и пытается создать новое литературное течение «Да», предполагающее приятие всех вещей и явлений в отличие от «нет» дадаистов.
В 1928 году Жорж Батай под псевдонимом Лорд Ош (в игре слов, его составляющих, - сочетание божественного и непристойного) опубликовал «Историю глаза», чем снискал себе громкую скандальную славу автора эротической повести. Ни один из напечатанных 134 экземпляров не был продан. Все разошлись среди друзей и знакомых.
Всякий раз, когда Жорж Батай. обращаясь к эротической литературе, решал, что невозможно совместить собственный выход за пределы дозволенного общественным мнением и моралью с именем Батая-философа, Батая-экономиста, Батая-социолога, он придумывал разные псевдонимы: повесть «Мадам Эдварда» (1940) якобы принадлежала перу Пьера Анжелика, первое издание «Малыша» вышло под именем Людовика Тридцатого (возникшим еще раз в сборнике стихотворений «Могила Людовика Тридцатого»). «Синь небес» - по определению Филиппа Соллерса, «ключевая книга всего современного мира» - появилась только в 1957 году, то есть спустя двадцать два года после ее написания, а повесть «Аббат Ц» спровоцировала очень резкие отклики литературной критики.
В середине 30-х годов у Батая наступает глубокий внутренний кризис, он оставляет свою жену Сильви Маклес, но в том же 1934 году встречает Колетт Пеньо – «Лауру» - женщину, которой посвящены его основные произведения и которую он любил всю жизнь. Их объединяло стремление к нарушению границ. Они смотрели на окружающий мир одинаково, считая незыблемыми ценностями одни и те же вещи. Вместе они прожили недолго - всего неполных четыре года - Колетт умерла от туберкулеза в возрасте 35 лет. Остались ее рукописи «Коронация» и «История маленькой девочки», откомментированные Батаем и Лейрисом и тайно ими опубликованные. Дальнейшая жизнь Батая потом еще не раз освещалась женским умом и красотой: рядом с ним были Дениз Роллен ле Женти и Диана Кочубей де Богарне. но лишь о «Лауре» он сказал: «Никто никогда не был столь чистым и самовластным».
Во время войны Батай не прекращает работу: в 1940 году он пишет «Внутренний опыт», в 1942 – «Орестею», в 1943 – «Виновного». Он по-прежнему окружен друзьями. С одними он постоянно сотрудничает (Бланшо, Лейрис), другие иллюстрируют его произведения (Андре Массон делает рисунки сухой кистью к «Истории глаза» и наброски к «Жертвоприношениям». Джакометти пишет офорты к «Истории крыс»), третьи становятся объектом его литературоведческих и критических исследований (Жан Жене, Жан Валь).
К концу 50-х годов становится понятно, что Батай - одна из фигур, определивших европейскую цивилизацию нашего века. Мартин Хайдеггер говорит о нем как о «лучшей мыслящей голове Франции». Корреспонденты (среди них Маргерит Дюрас) спешат взять у него интервью, в его честь выходят отдельные номера литературных журналов («Критик», «Арк», «Ла Сигю»), не говоря уж о посвященных ему статьях и книгах.
Жорж Батай умер 8 июля 1962 года после мучительных приступов атеросклероза головного мозга. По разным причинам некоторые его исследования и художественные произведения увидели свет лишь после его смерти: интереснейшие автобиографические заметки «Сюрреализм изо дня в день», интимная повесть о детстве «Моя мать», рассказ «Мертвец», незаконченный «Учебник антихристианина» и другие.
Источники:
http://ru.wikipedia.org
http://www.humanities.edu.ru
http://www.biblio-globus.ru