Беркли Джордж
Джордж Беркли/George Berkeley
Жизнь Беркли неотъемлемо связана с религией и он ставил одной из основных своих целей неопровержимо доказать существование творца и нематериальную природу души. |
Джордж Беркли — английский философ, известный своей системой спиритуалистической философии; клюнский епископ в Ирландии. Последовательно развивал тезис о том, что бытие — это или то, что воспринимается, или тот, кто воспринимает. Он является родоначальником субъективного идеализма.
Для обыденного сознания берклианство выглядит хитроумной выдумкой, насмешкой над здравым смыслом. Однако именно философия Беркли доводит до логического конца убеждение обыденного рассудка, будто реальны только единичные вещи, а общие понятия иллюзорны, (сам Беркли выступал против философов как защитник «здравого смысла»). Он развивает мысль Локка о том, что чувства первичнее рассудка, который только оформляет (именует) ощущения. Но в отличие от Кондильяка, он рассматривает внутреннее чувство (самочувствование субъекта) как первичное чувству внешнему. Отсюда все вещи - комбинации ощущений (горького, сладкого, холодного, твердого и т.д.). Последним субъектом - носителем качеств вещей Беркли называет высший дух -Божество. Человеческое сознание, обладая некоторой свободой, может своеобразно группировать данные божественным духом качества. Отсюда - возможность лжи. Берклианство - идеализм, присущий иррациональной и индивидуалистической английской мысли: в нем традиционные платоновские идеи замещаются состояниями духа Бога, которые познаются ощущениями, но рационализация которых обречена на неудачу. Как феномен философии Нового времени метафизика Беркли есть субъктивистско-психологическая -интерпретация того содержания, которое Лейбниц вложил в понятие монады. Спиритуализм Беркли более напряженный, чем у германца, но и более примитивный, склонный к психологизации духа.
Джордж Беркли и его философия души
Джордж Беркли родился 12 марта 1685 года в Ирландии. Он учился в школе Килкенни, а затем в колледже Святой Троицы в Дублине, где получил блестящее образование. Беркли был прилежным и талантливым студентом, его интересовали математика и философия, иностранные языки. Он даже организует в колледже философский кружок. В 1704 году он получает свою первую ученую степень бакалавра искусств, а в 1707 году становится научным сотрудником и начинает преподавание в колледже. В это же время он публикует свои первые научные произведения - два трактата по математике, и начинает вести дневник, две тетради, в которых он записывал свои мысли, ставшие основой его философской системы.
Жизнь Беркли неотъемлемо связана с религией и он ставит одной из основных своих целей неопровержимо доказать существование творца и нематериальную природу души. Причиной же заблуждений в науках, атеизма и скептицизма Беркли видит материю, существующую независимо от духа.
В 1709 Беркли получает сан дьякона англиканской церкви и публикует свой первый серьезный труд, «Опыт новой теории зрения», в котором он рассматривает вопросы, связанные с определением расстояния, величины и положения объектов.
Он разделяет объекты зрения и осязания и заявляет, что между ними нет естественной и необходимой связи. По его мнению, человек, рожденный слепым и, затем, прозревший, не сможет с помощью зрения отличить куб от сферы, объекты, с которыми он был знаком лишь посредством осязания. В этой ранней работе Беркли считает, что объективны лишь осязательные восприятия, а зрительные - субъективны, что, по сути, сохраняет локковское деление качеств на первичные и вторичные.
В 1710 году Беркли публикует одно из главных своих сочинений – «Трактат о принципах человеческого знания», в котором он пытается найти причины заблуждений и затруднений в науках. Основной работы является то, что ничто не существует вне человеческого разума. К этому выводу автор приходит, придерживаясь своей концепции объектов реального мира как набора присущих им идей (формы, цвета, запаха, вкуса и т.п.). Сущность же идей, по мнению Беркли, состоит в их воспринимаемости. Следовательно, все воспринимаемые нами объекты не могут существовать иначе как в духе, который их воспринимает. При этом Беркли считает, что идеи - это не копии или отражения вещей, существующих вне ума. Идея, по его словам, не может быть похожей ни на что, кроме другой идеи, цвет может быть похож только на другой цвет, а фигура - на другую фигуру.
В самом начале работы Беркли пытается разобраться с механизмом образования абстрактных идей. По его мнению, существование абстракций невозможно, так как они должны содержать в себе все признаки входящих в них частных понятий, которые, зачастую, совершенно несовместимы. Источником же появления абстрактных идей Беркли считает язык.
В 1713 году Беркли покидает Дублин и переезжает в Лондон, где публикует «Три разговора между Гиласом и Филонусом, цель которых - для опровержения скептиков и атеистов ясно доказать реальность и совершенство человеческого познания, нетелесную природу души и непосредственное божественное провидение, а также разработать метод для того, чтобы сделать науки более простыми, полезными и краткими». Эта работа была, по сути, продолжением и развитием «Трактата…» и призвана донести идеи Беркли до широкой публики, которая довольно холодно восприняла его предыдущие труды. Это сочинение принесло ему широкую известность и многочисленные знакомства среди влиятельных лиц, и, в ноябре 1713 года, Беркли отправился на Сицилию в качестве секретаря и капеллана лорда Петерборо, английского посла.
Написанный Беркли в 1721 году небольшой труд «О движении» содержал в себе критику работ Ньютона, идеалистическую трактовку понятия физической причинности.
В сентябре 1728 года Беркли, вместе с женой Анной и несколькими друзьями, загрузив книгами 250-тонное судно, отправился в Нью-Порт, Род-Айленд, что в 300 километрах от Нью-Йорка. Там он намеревался организовать колледж святого Павла, для обучения проповедников. Он провел на Род-Айленде 3 года, ожидая от правительства денег на постройку колледжа, которых так и не получил.
За время, проведенное в ожидании, Беркли пишет работу под названием «Алсифрон, или Мелкий философ». В ней в форме диалогов Беркли отстаивает христианскую религиозную мораль.
Вернувшись в Англию, Беркли пишет философско-математическое произведение «Аналитик, или Рассуждение, адресованное неверующему математику», опубликованное в 1734 году. В нем он развивает положения, лишь частично затронутые в ранних работах. Научные абстракции толкуются Беркли как условные соглашения, продиктованные практической выгодой, но совершенно произвольные.
В мае 1734 года Беркли получает сан епископа и епархию в Клойне, на юге Ирландии. В тот же год он пишет работу под названием «Вопрошатель», в которой затрагиваются экономические вопросы и труд называется основным источником всех богатств.
Свою последнюю работу «Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований» Беркли публикует в 1744 году. Этот труд, приобретший значительную популярность, был назван критиками «одной из самых причудливых книг, когда-либо написанных философом». В нем Беркли проводит связь между медициной и философией через алхимию и магию.
Умер Джордж Беркли 14 января 1753 года от апоплексического удара.
Источники: