Вольтер
Вольтер
Мы никогда не живем, мы лишь надеемся, что будем жить. Вольтер |
Вольтер – это псевдоним крупнейшего мыслителя французского Просвещения Франсуа Мари Аруэ. Он был историком, поэтом, прозаиком, философом и правозащитником.
Родился Вольтер в 1694 году в семье парижского нотариуса. Отец прочил ему карьеру юриста, однако молодой человек решил стать литератором. Его сатирические произведение привели в Бастилию, где он провел почти год. Был выслан из Франции, три года прожил в Англии, изучая ее политический строй, философию, науку и литературу. Это время оказало большое влияние на формирование взглядов Вольтера. Потом он еще не раз возвращался во Францию, но его литературные дороги вновь привели в изгнание. Лотарингия, Голландия…
Наконец он поселился в приобретенном имении недалеко от границы со Швейцарией, где прожил двадцать лет. За этот период и были созданы самые значительные из его произведений. Несмотря на то, что с французским правящим домом отношения у Вольтера не сложились, дружбой с ним гордились Фридрих II, Густав шведский, Екатерина Вторая.
В Париж Вольтер возвращается в 84 года. Ему устраивают восторженную встречу. Впрочем, король этого восторга по-прежнему не разделяет. Вольтер еще работает, но сильные боли и консилиум врачей не оставляют надежды: рак предстательной железы. Умер Вольтер в 1778 году.
Церковные власти запретили хоронить умершего философа без покаяния, без примирения с католической религией. Правительство запретило упоминать его имя в печати. Рассказывали, будто перед самой смертью он продиктовал четверостишие, которое в день похорон распространялось в виде листовки:
Покуда был живым, сражаясь до конца,
Учил я разуму невежду и глупца.
Но и в загробной тьме, все тот же, что и всюду,
Я тени исцелять от предрассудков буду
Парижскую церковь святой Женевьевы во время революции превратили в Пантеон — усыпальницу великих людей Франции. В июле 1791 года туда торжественно перенесли останки Вольтера. Шествие растянулось на много кварталов. Отряды национальной гвардии, делегаты революционных клубов, рабочие Сент-Антуанского предместья, колонны санкюлотов, мужчин, женщин, детей… Над толпой возвышался мраморный Вольтер. Процессию сопровождали статуя Свободы, бюсты Руссо, Мирабо, Франклина. Несли в золотом ларце сочинения Вольтера. На медленно двигавшемся катафалке с гробом Вольтера была надпись: «Он отомстил за Каласа, Лабарра, Сирвена и Монбальи, он вызвал мощный подъем человеческого разума; он подготовил нас к свободе».
Вольтер и его эпоха
Вольтер, (урожденный Франсуа-Мари Аруэ), один из крупнейших французских философов-просветителей восемнадцатого века, поэт, прозаик, историк, публицист, правозащитник.
Сын судейского чиновника, Вольтер учился в иезуитском колледже, был отцом предназначен к профессии юриста, однако предпочел праву литературу. За сатирические стишки по адресу регента и его дочери попал в Бастилию. Второй раз туда же его посадили за чужие стихи. Был избит дворянином, которого осмеял, хотел вызвать его на дуэль, но снова попал в тюрьму. Был освобожден с условием выезда за границу, уехал на три года в Англию.
Вернувшись во Францию, свои английские впечатления изобразил в «Философских письмах». Книга была конфискована, а издатель поплатился Бастилией. Вольтер бежал в Лотарингию, где нашел приют у маркизы дю Шатлэ. После обвинений в издевательстве над религией был вынужден снова бежать, на этот раз в Голландию.
В 1753 Вольтер поселился в Швейцарии, где купил имение около Женевы, а затем приобрел еще два – Турнэ и Ферней, на границе с Францией, где и жил почти до самой смерти. Умер Вольтер в Париже в 1778 году. Незадолго до смерти он был посвящен в масонскую Ложу, а сопровождал его при этом Бенджамин Франклин, в то время американский посол во Франции.
Неутомимый и беспощадный враг церкви и клерикалов, которых он преследовал аргументами логики и стрелами сарказма, писатель обрушивался и на иудаизм, и на христианство, хотя и выявлял свое уважение к личности Христа. С целью антицерковной пропаганды Вольтер издал «Завещание Жана Мелье», священника-социалиста семнадцатого века, не жалевшего слов для развенчания клерикализма. Борясь словом и делом против господства и гнета религиозных предрассудков, Вольтер неустанно проповедовал идеи религиозной терпимости. Однако борясь против церкви и религий «откровения», вместе с тем Вольтер был врагом атеизма. Этому посвящен его специальный памфлет. Он отрицал средневековый церковно-монашеский аскетизм во имя права человека на счастье, которое коренится в разумном эгоизме.
По своим социальным воззрениям Вольтер был сторонником неравенства. Общество должно делится на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять». Поэтому трудящимся незачем давать образование: «если народ начнёт рассуждать, всё погибло» (из писем Вольтера). Противник абсолютизма, он до конца жизни оставался сторонником монархии, опирающейся на «образованную часть» общества, на интеллигенцию, философов. Его политический идеал – просвещенный монарх.
Свои произведения Вольтер был вынужден часто издавать анонимно, отрекаясь от них, когда молва объявляла его автором, печатать их за границей и провозить во Францию контрабандой. Имя и слава Вольтера возрождались всегда в эпохи революций: в Италии на рубеже девятнадцатого века, отчасти в Англии, где Байрон прославил Вольтера в октавах «Чайльд Гарольда», накануне мартовской революции в Германии, где Гейне воскрешал его образ. На рубеже двадцатого века вольтеровская традиция в своеобразном преломлении еще раз вспыхнула в «философских романах» Анатоля Франса.
Источник