Брентано Франц
Франц Брентано/ Frants Brentano
Сама цель зачастую может быть средством для достижения дальнейшей цели. Франц Брентано |
Франц Брентано - немецкий философ, непосредственный предшественник феноменологии Э. Гуссерля.
Исходным пунктом философии Брентано является проведение резкой границы между физическим и психическим феноменами. Родовым признаком, общим для всех психических феноменов, является, их интенциональность.
Взгляды Брентано не получили законченного систематического изложения. Идеализм его прошёл путь от субъективного к объективному.
Выступив в эпоху популярности лозунга «назад к Канту!», Брентано обратился к до кантовской философии, прежде всего — к схоластически интерпретированному Аристотелю, но с учётом достижений немецкого классического идеализма. Этот сложный синтез положил начало изменениям в трактовке предмета философии.
Логическая концепция и работы Брентано в области критики языка нашли продолжение в современном эмпиризме, особенно в аналитической философии. Значительным было влияние Брентано и на развитие психологии (например, вюрцбургской школы).
Классификация психических феноменов проводится Брентано соответственно их интенциональной природе, т.е. по способу полагания объекта. Существует три несводимых друг к другу класса: акты представления, лежащие в основе всех других; акты суждения, в которых нечто признается или отвергается (суждения — это не комбинация представлений), и акты любви и ненависти и интересов (чувство и воля). Из этой классификации вырастает этическое учение Брентано, основанное на аналогии между третьим и вторым классами: в отличие от представлений они обнаруживают противоположность верного и неверного, истинного и ложного. Акт предпочтения истинного в сфере чувств и воли — источник нравственного сознания.
В поздний период Брентано уточняет, что наша психическая деятельность направлена на вещи (тела и «духи»), которые берутся в качестве объектов различным образом. Только вещи обладают существованием в собственном смысле, их высшее родовое понятие — реальность. То, что взято в качестве объекта, существует лишь в несобственном смысле: напр. телесность, а не индивидуальное тело, любовь, а не любящий, бесконечное пространство, а не пространственность, универсалии, а не индивиды, которые мыслят общее.
Жизнь и философия Франца Брентано
Франц Брентано - австрийский философ и психолог. Родился в Германии в 1838 году. Племянник немецкого поэта-романтика К.Брентано. Брат известного экономиста Л.Брентано. Род Брентано известен (предположительно) с 12 в. и происходит из Италии; с 18 в. предки Брентано обосновались в Германии. Будущий философ изучал философию и психологию в Мюнхене, Вюрцбурге, Берлине (у Ф.А.Тренделенбурга – известного специалиста по философии Аристотеля) и Мюнстере. В Мюнхене и Вюрцбурге также изучал теологию. В 1864 принял сан католического священника, преподавал в Вюрцбурге, где в 1866 прошел габилитацию по философии (в 1862 защитил диссертацию «О различных значениях сущего у Аристотеля» в Тюбингене; габилитационная работа – «Психология Аристотеля, в особенности его учение о nous poitikos»).
Высказал несогласие с утвержденным на Первом Ватиканском Соборе догматом о непогрешимости Папы, вынужден был оставить преподавание. В 1872 посетил Англию, где встречался со Спенсером и Г.Ньюманом, вступил в переписку с Дж.С.Миллем. Покинул Германию, переехал в Австро-Венгерскую империю и начал преподавать в Венском университете. В 1880 женился, сняв с себя сан католического священника, вынужден был оставить должность профессора, но продолжал преподавать в статусе приват-доцента. Как восприемник круга идей Бернарда Больцано (1781–1848) считается подлинным основоположником австрийской философской традиции, зачинателем «австрийского способа философствования», зарождавшегося и развивавшегося во многом в оппонировании идеям и стилю немецкой трансцендентально-критической философии. В Вене преподавал до 1895. С 1896 (после смерти жены) жил во Флоренции (принял итальянское гражданство), с 1915 – в Цюрихе.
Последние годы жизни тяжело болел (глаукома, головные боли), умер в 1917 (от перитонита, во время диктовки) в Цюрихе.
При жизни было опубликовано всего несколько небольших философских работ Брентано («О различных значениях сущего Аристотеля», 1862, «Психология с эмпирической точки зрения», 1874, «Четыре фазы философии и ее нынешнее состояние», 1895, «О классификации психологических феноменов», 1911) и один сборник стихотворений (если не считать статей, докладов и небольших брошюр). Он всегда был прежде всего «говорящим», а не «пишущим» философом. К настоящему же времени усилиями его учеников и последователей издано порядка 20 полновесных томов его сочинений.
Судьба идей Брентано была обусловлена интеллектуальным статусом тех философских направлений 20 в., в границах которых они использовались и многие из которых были основаны его учениками. Изначальное влияние Б. связано с его преподавательской деятельностью сначала в Вюрцбургском, а затем в Венском университете, ставшем его усилиями своеобразной «философской Меккой». Среди слушателей Брентано – Гуссерль, отмечавший, что именно лекции Брентано помогли ему сделать философию уделом своей жизни, Фрейд, Т.Масарик (будущий президент Чехословакии), Г. фон Хертлинг (будущий австрийский рейхсканцлер), будущие профессора К.Штумпф (ему Гуссерль посвятит свои «Логические исследования») и А.Марти (один из создателей философии языка), философ – создатель «теории предмета» Мейнонг, основоположник гештальт-психологии X. фон Эренфельс, основатель Львовско-Варшавской философско-логической школы К.Твардовский, а также ближайшие ученики – О.Краус и А.Кастиль, посвятившие себя изданию работ Брентано (при содействии Т.Масарика), пожертвовав собственным философским творчеством. Признавали значимость воздействия идей Брентано на свои разработки Хайдеггер и Шелер, а также российские философы Н.О.Лосский, Франк, Шпет.
Источники: