Хрисипп
Хрисипп/ Chrysippos
Любовь- это стремление к сближению, вызванное видимостью красоты, и направлена она не к соитию, а к дружбе. Хрисипп |
Хрисипп - древнегреческий философ, «второй основатель» стоицизма (после Зенона из Китиона) и его главный систематизатор, глава школы стоиков после смерти Клеанфа (232 до н. э.). Автор более 700 работ (сохранились только фрагменты), около половины из которых посвящена проблемам логики. Разрабатывал логику высказываний, установил двузначности принцип, легший затем в основу классической логики, и др.
Он создал учение о периодическом сожжении и возрождении мира божеством. В этике утверждал единство души и в отличие от Зенона видел в страстях не следствия ошибочных суждений, а сами ошибочные суждения.
Согласно легенде, Хрисипп угостил своего осла вином, а затем умер от смеха, наблюдая, как тот пытается есть инжир.
Диоген Лаэртский говорил о нем: «Он отличался большим дарованием и всесторонней остротой ума;… Слава его в искусстве диалектики была такова, что многим казалось: если бы боги занимались диалектикой, они бы занимались диалектикой по Хрисиппу. Содержания у него было в избытке, но стиль был неровный. А трудолюбием он превзошел всех и каждого - это видно из его сочинений, число которых свыше 705. Впрочем, он умножал свои сочинения тем, что по нескольку раз обрабатывал одно и то же, писал обо всем, что попадется, многократно поправлял сам себя и подкреплял себя множеством выписок: так, в одном сочинении он переписал почти целиком «Медею» Еврипида, и недаром какой-то его читатель на вопрос, что у него за книга, ответил: «Медея»Хрисиппа!»
Кто-то его попрекнул, что он не ходит слушать Аристона, как все. «Если бы я делал, как все, я не был бы философом»,- ответил Хрисипп.
Хрисипп – философ «не как все»
Хрисипп - (ок. 280/277– ок. 208/204 до н.э.) – древнегреческий философ, крупнейший представитель Ранней Стои, ученик и преемник Клеанфа.
Будучи по происхождению финикийцем, Хрисипп учился в Афинах у стоика Клеанфа, а также у академиков Аркесилая и Лакида. Был чрезвычайно работоспособен – писал «по 500 строк в день» (поэтому сочинения Хрисиппа изобиловали повторами, противоречиями и отличались плохим стилем). От многочисленных сочинений Хрисиппа сохранилось лишь ок. 1000 фрагментов (изданы во «Фрагментах ранних стоиков», тт. 2–3), утрачена даже часть каталога его сочинений – у Диогена Лаэртия упомянуто лишь 161 название из 700.
Хрисиппу принадлежит заслуга упорядочения и систематизации школьной стоической доктрины и защита стоической догматики в полемике с платониками-академиками. Практически он стал вторым основателем Стои: «если бы не было Хрисиппа, не было бы и Стои» (Diog.L. VII 183).
Хрисипп предложил порядок изложения учения не «логика, физика, этика», а «логика, этика, физика», считая целесообразным в конце курса обратиться к вопросам теологии (физика и теология стоиков находятся в одной предметной области). Внес существенные уточнения в гносеологию (учение о чувственном «впечатлении», «общих представлениях»). Формальная логика Стои была практически полностью разработана Хрисиппом как наука о соотношении «мыслимых предметностей» (лектон), а также об условиях истинности умозаключений. Считается, что логическая система Хрисиппа представляет собой вариант логики пропозиций, первой в истории европейской логики.
Основные новации Хрисиппа в области физики – учение о причинности (деление на основные и вспомогательные, различие между «необходимостью» и «судьбой») и реформа психологии (считал все импульсы производными от разума и полностью отождествил их с суждениями). Рационализм в психологии был призван подчеркнуть автономию субъекта в принятии своих решений. Предельный монизм этой теории затруднял объяснение природы неразумных импульсов, и стал объектом критики в Средней Стое.
Диоген Лаэртский среди всего прочего сказал о Хрисиппе: «О себе он был такого высокого мнения, что на чей-то вопрос: «Кому поручить мне сына?» - он ответил: «Мне: ведь если бы я считал, что кто-то есть лучше меня, то я сам бы пошел к нему за философией».
Источники: