Хризостом Дион
Дион Хризостом/ Dion Chrysostom
Если от грязных ног, идущих по глине и кучам мусора, вред невелик, то от невежественного языка немалый урон бывает слушателям. Хризостом |
Хризостом – (ок. 40-115 гг. н. э)., древнегреческий оратор, писатель, философ и историк.
Представитель второй софистики, ученик стоика Музония. Глубоко образованный, он достаточно рано начал политическую карьеру и публичные выступления. Переехал в Рим, где завязал дружеские отношения с императором Титом. В 82 г. будучи втянутым в заговор против Домициана, был изгнан. Суровая скитальческая жизнь повлияла на изменение его взглядов. Из софиста он сделался философом киником. Вызванный из изгнания императором Нервой, вновь начал карьеру в качестве политика, ритора и философа. Ее вершины он достиг при Траяне, который стал для него воплощением идеала правителя. - Из творческого наследия Хризостома сохранилось 80 речей (среди них две принадлежали перу его ученика Фаворина).
Дион Хризостом – древнегреческий ритор и философ
Дион Хризостом , т. е. Златоуст; был прозван так за свое необыкновенное красноречие) - греческий ритор и философ, дед Д. Кассия.
Родился около 50 года по Р. Х. в Вифинии, от знатных родителей; получил прекрасное образование и рано начал заниматься философией. Не будучи приверженцем определенной школы, отдавал, однако, преимущество учению стоиков. Он много путешествовал; жил долгое время в Египте, где приобрел расположение Веспасиана, впоследствии императора, затем в Риме, откуда во время царствования Домициана был изгнан; по совету дельфийского оракула, бежал к северным берегам Черного моря. Живших там гетов он описал в своем сочинении «Getica», до нас не дошедшем.
После вступления на престол своего друга Кокцея Нервы (эта дружба послужила поводом к другому прозвищу Д. - Coccejanus), Хризостом вернулся в Рим, где прожил до своей смерти (в начале II в.), высоко чтимый и Траяном. Дошедшие до нас 80 речей Хризостома - рассуждения философского и политического содержания, изложенные в изящной форме и чистым языком. Лучший стилист своего времени, он был талантливым подражателем лучших аттических образцов, особенно Платона и Демосфена.
К наиболее известным речам относятся «Об управлении», где Хризостом перечисляет черты подлинного правителя, такие как мягкость, справедливость, мудрость. В этих речах он чествовал Траяна. Самой знаменитой и одной из прекраснейших речей Диона Хризостома является «VII Эвбейская речь», содержащая идиллическое описание природы и восхваление жизни на ее лоне, а также хвалу бедности. Речи VI-VIII-X относятся к кинику Диогену: «Диоген, или О тирании», «Диоген, или О добродетели», «Диоген, или Истмийская речь», «Диоген, или о рабстве». Эти речи, носящие апологетический характер, являются выражением восхищения Хризостома жизнью и воззрениями знаменитого философа. Речь XI «Троянская» представляет собой род практикуемого софистами парадоксального отрицания. Хризостом доказывает в нем, что Трои вообще не существовало, а то, что о ней рассказывает Гомер, есть ложь. Речь XI «Олимпийская», произнесенная в Олимпии, является ценным источником для изучения религиозных и эстетических взглядов Хризостома.
В речах XIV и XV «О рабстве и свободе» Хризостом ставит под сомнение правомерность существования института рабства. В речи XVIII «О выборе греческого чтения» предписывает чтение Ксенофонта, ибо в его произведениях он видит образец политического и судебного красноречия, а также достойный подражания пример простоты. Речи XXVIII-XXX - это собрание надгробных речей: две на смерть бойца Меланкома и одна на смерть Харидема . В речах XXXI-XXXV: речах в честь городов (Родоса, Александрии, Тарса и Келайна) - Хризостом провозглашает необходимость соответствующего воспитания политиков, мечтает о правлении философов. Речь XXXVI «Борисфенская», интересная с точки зрения истории Ольвии, отголосок путешествия в Дакию и на Борисфен, представляет собой, в сущности, лекцию о справедливом городе-государстве и царствовании богов. Речи XXXVIII-LI «Вифинские» касаются также государства и управления. Хризостом выступает здесь как политик и защитник общего блага. Литературных вопросов касается речь LII «О луке Филоктета у Эсхила, Софокла и Еврипида». Хризостом сравнивает обрисовку Филоктета и версии похищения его лука у трех греческих трагиков.
С этой речью связана речь LIX «Филоктет», являющаяся парафразом пролога и первой сцены трагедии Еврипида с тем же заглавием. Хризостом находился под сильным влиянием стоицизма и кинизма. Он был популярным философом, сочувствовал бедным и обиженным, а его принципом была «филантропия». Хризостом, умеренный аттицист, брал за образец Платона и Ксенофонта. Его речи являются важным источником для изучения истории культуры, особенно греческого Востока до 100 г. Еще при жизни ему подражал Фаворин, позднее - Максим Тирский, Элиан, Фемистий и Кинесий из Кирены, автор монографии о Хризостоме. Для позднейших писателей Хризостом был классиком ораторского искусства.
Источники: