Коген Герман
Герман Коген/ Hermann Cohen
Теоретическое познание и право, наука и правовое (либеральное) государство составляют, по Когену, фундамент культуры и условие свободы человеческой личности, важнейшей цели исторического развития. |
Герман Коген (4 июля 1842, Косвиг, Анхальт, Германия — 4 апреля 1918, Берлин) — немецко-еврейский философ-идеалист, глава марбургской школы неокантианства.
Прежде всего Коген ставит вопрос о том, что входит в философию, и утверждает, что основной частью философии является логика, которая есть логика чистого сознания и которая направлена на обоснование системы философии. Поэтому философия обладает своим научным методом - логикой, по своему же содержанию она - философия науки. Коген полагает, что нам не дан предмет познания в качестве вещей окружающего мира, он лишь задан. Процесс познания постоянно развертывается, он не нечто готовое, не есть некая вещь, а выступает задачей познания. Предмет познания - это понятие о предмете. Для Когена процесс познания является бесконечным, и идеалом этого бесконечного процесса познания выступает математическое познание. Центральное понятие этого математического познания - понятие бесконечно малого. Оно служит у Когена для обоснования его понимания реальности. Лишь через число получает предмет свое реальное существование, число- это фундамент, на котором создается предмет, и оно получает свое значение лишь в виде бесконечно малого.
Социально-политические воззрения Когена выражали позиции либеральной буржуазии. Его теория этического социализма способствовала распространению ревизионизма в немецкой социал-демократии.
Основные работы Когена: «Теория опыта Канта» и трилогия – «Логика чистого познания», «Этика чистой воли», «Эстетика чистого чувства» (На русский язык работы Когена не переводились).
Биография Германа Когена
Герман Коген родился в городке Косвиг, входящем в район Виттенберг в федеральной земли Анхальт в Германии. Окончил гимназию в Дессау и Еврейскую теологическую семинарию в столице Силезии Бреслау (Бреславле). После окончания семинарии продолжил обучение в университетах Бреслау, Берлина и Галле.
В 1873 году Коген становится приват-доцентом философского факультета университета в Марбурге, посвятив себя изучению творческого наследия Канта. В 1875 году Коген был избран экстраординарным профессором, а в следующем году — ординарным профессором там же. В 1912—1918 годах он был профессором в Берлинском университете.
В 1902 году Герман Коген был одним из основателей «Общества по распространению исследований иудаики», отредактировал и опубликовал последний философский труд Фридриха Ланге «Логические штудии» (Лейпциг, 1877), а также его «Историю материализма» (1902). Наряду с философскими работами опубликовал несколько трудов в области иудаики, в том числе «Ознакомление с еврейским вопросом» (1880) и «Культурно-историческое значение Субботы» (1881), а также опубликованные посмертно книги «Религия разума по источникам иудаизма» (1919), «Германство и еврейство», и «Этика Маймонида».
Коген преобразовывал кантовское учение в последовательную логическую систему идеализма, устраняя дуализм созерцания и мышления, явления и вещи в себе. Последнюю он истолковывал как полное понятие о предмете, целенаправленную идею мышления. По Когену, мышление порождает не только форму, но и содержание знания, не может иметь истока вне себя, «мышление есть мышление истока, которому ничего не может быть дано». Все наши знания должны быть изменениями, вариациями принципа истока. Исток не только является необходимым началом мышления, но и подтверждает себя во всем последующем движении как действующий принцип. Производство, порождение выражает творческий суверенитет мышления. Само мышление также является целью и предметом своей деятельности. Основными формами мышления Коген считал не формы понятия, а формы суждения; для всех категорий предельный фундамент — в трех суждениях, или законах мышления: суждении истока, суждении тождества и суждении противоречия.
В этике, понимаемой как учение о принципах науки о праве и государстве, Коген описал трансцендентальные принципы чистой воли, являющиеся масштабом для должного, и создал концепцию «этического социализма». При этом Коген сохранял кантовский приоритет практического над теоретическим. Эстетика исходит из чистого чувства, которое есть чистая любовь к природе человека. Позднее Коген развил строго рациональную религиозную философию, опирающуюся на Ветхий Завет.
Источники: