Кондильяк Этьен Бонно
Этьен Бонно Кондильяк/ Etienne Bonno Condillac
Страх имеет над нами более власти, нежели надежда.
Этьен Бонно Кондильяк |
Этьен Кондильяк - французский философ и психолог, популяризатор идей Локка во Франции.
Кондильяк утверждал, что воспитателей необходимо вооружить знанием «механизма человеческого ума», которое «могло бы способствовать хорошему воспитанию». В обучении считал главным не просто сообщить ученику как можно больше знаний, но научить его правильно мыслить, т.е. думать, рассуждать, говорить, писать; всю систему преподавания необходимо строить с учётом этой задачи. В трактатах «Искусство мыслить», «Искусство рассуждать», «Искусство говорить (или грамматика)», «Искусство писать (или риторика)» Кондильяк на конкретном материале физики, языкознания, литературы и др. дал пример такой системы. Требовал избегать догматизма в преподавании, развивать у ученика потребность в самопознании и самовоспитании. Кондильяк высоко ценил анализ как важнейший способ приобретения знания; считал наиболее целесообразным в учебных курсах освещать научные достижения в соответствии с исторической последовательностью развития науки и культуры.
Влияние Кондильяка на последующее развитие философии было существенным. Он оказал важное воздействие на французских материалистов, был одним из основоположников ассоциативной психологии.
Французский просветитель Этьен Бонно Кондильяк
Кондильяк (1715–1780), французский философ и психолог, популяризатор идей Локка во Франции. Родился в Гренобле (Франция) 30 сентября 1715. Его старший брат, аббат Мабли, был известным политическим мыслителем. Кондильяк был возведен в сан священника в 1740 и принял имя аббата де Мюро. Был избран членом Берлинской академии и Французской академии (1768). Философия Кондильяка называется сенсуализмом. Согласно этой теории, ощущения являются единственным источником знания, к ощущениям сводятся также мысли и воспоминания. Кондильяк был учеником Локка, одним из авторов французской «Энциклопедии» и другом Ж.Ж.Руссо. В «Трактате об ощущениях» (1754) он проиллюстрировал свое учение при помощи знаменитой аналогии – статуи, у которой, по мере того как формируются новые способности, постепенно возникает сознание. Кондильяк – один из основателей ассоциативной психологии. Ему принадлежит концепция логики как общей грамматики знаков (включая математику).
Кондильяк выступал против рационалистической концепции в генезисе познавательных способностей, отвергая какие-либо стремления к признанию врожденности этих способностей. Он считал, что все можно вывести из ощущений, и в этом утверждении видел свою заслугу. Он так описал процесс возникновения познания: «Мы начинаем с- того, что получаем восприятия, которые осознаем. Затем мы сильнее осознаем некоторые восприятия и это осознание становится вниманием. В силу этого мы с того времени, когда идеи связываются, распознаем восприятия, которые мы получили прежде, и осознаем себя тем же самым существом, которое их имело, это и составляет воспоминание. Когда душа то пробуждает свои воспоминания, то сохраняет их, она вспоминает только их знаки- это воображение, созерцание, память; если она сама распоряжается своим вниманием, то это размышление. Именно размышление различает, сравнивает, сочетает, расчленяет и анализирует, так как это и есть не что иное, как различные способы управлять вниманием. Путем естественного следования из этого образуются суждения, рассуждение, понятие, результат всего этого – разум».
Кондильяк считал, что надо доискиваться до происхождения наших дней, прослеживать ход их образования, необходимо сложные идеи расчленять на простые. Анализ включает в себя и элементы синтеза: сочетание идей и их сравнение. Кондильяк отстаивал номиналистическое воззрение, полагая, что общих понятий не существует, они находятся только в нашем уме как имена, которые также выступают лишь как знаки. Он придерживался мнения об естественном происхождении языка и утверждал, что его возникновение связано с насущной потребностью первобытных людей, когда на основе жестов и звуков постепенно развилась речь. Слова членораздельной речи стали выступать знаками, которые использовались для образования понятий. Всякий язык, считает Кондильяк, - анализ, и всякий анализ - вид языка. В «Языке исчислений» (опубликованном после его смерти) Кондильяк полагал, что число составляет форму чистого анализа. Он исходил из основополагающего положения, что простое предложение «2=1+1» содержит всю тайну мышления, представляющего собой непрерывный ряд упражнений.
Умер Кондильяк в местечке Флюкс близ Божанси 2 или 3 августа 1780 г.
Источники: