Дэвидсон Дональд
Дональд Дэвидсон/ Donald Davidson
Дональд Дэвидсон - американский философ. Это одна из главных фигур аналитической философии XX века, и он может быть по праву назван философом коммуникации. Дэвидсон разрабатывал теорию действия, теорию познания, философию сознания и теорию значения.
Работы Дэвидсона включены в сборники «Исследования истины и интерпретации» (1981) и «Очерки о действиях и событиях» (1982).
Исследовательские интересы Дэвидсона охватывают широкий круг проблем в семантике, теории действия, философии сознания, онтологии и эпистемологии. В своем объяснении человеческих действий Дэвидсон стремится совместить их интенциональность (лат. стремление) и включенность в причинно-следственные отношения.
Одно и то же событие описывается различным образом: взятое в ментальном плане, оно выступает как основание действия, взятое в физикалистском плане – как причина действия. Это означает, что ментальные и физические события могут находиться в причинно-следственных отношениях. Однако строгих психофизических законов, т.е. законов, связывающих ментальные и физические события, не существует. В работе «Ментальные события» (1970) философ показывает, каким образом три вышеизложенных допущения могут быть приведены во взаимное соответствие. Хотя строгого закона, устанавливающего связь между ментальным описанием события и его физическим действием, не существует, тем не менее существует строгий закон, устанавливающий связь между физикалистским описанием этого события и его действием. Позицию Дэвидсона называют «аномальным монизмом»: монизм этой позиции заключается в утверждении тождества ментальных событий с физическими, а аномалия – в отрицании психофизических законов.
Философ Дэвидсон и его теории
Дональд Дэвидсон родился 6 марта 1917 в Спрингфилде (шт. Массачусетс). Окончил Гарвардский университет. Преподавал в Стенфордском, Принстонском, Чикагском университетах, а также в университете Рокфеллера. Ученик Уайтхеда и Куайна, во время второй мировой войны он пошел волонтером на флот. Докторская диссертация была посвящена платоновскому «Филебу». С 1981 – профессор Калифорнийского университета в Беркли.
Дэвидсон разрабатывал теорию действия, теорию познания, философию сознания и теорию значения.
Важную роль в исследованиях Дэвидсона играет выдвинутая им программа создания формальной теории значения для естественных языков на базе экстенсиональной логики. Центральная задача этой теории — показать, как приписываются значения предложениям языка. Дэвидсон связывает построение семантической теории с анализом логической формы предложений, который позволит определить условия истинности для каждого предложения в терминах истинностного значения его частей. Определенным шагом в реализации этой программы стал осуществленный Дэвидсоном анализ логической формы высказываний о действиях, предложений с индексальными выражениями предложений, содержащих пропозициональные установки. По замыслу, теория значения в конечном счете призвана объяснить, как происходит понимание языка в процессе коммуникации. Понятие коммуникации играет важную роль в антиэмпиристской эпистемологии Дэвидсона, для которого основой познания является не чувственное восприятие, а интерсубъективность и интерпретация. Реальность не конструируется из чувственных восприятий в соответствии с концептуальными схемами языка, а, напротив, язык, мышление и мир составляют неразрывные части единой интерсубъективной структуры, и до включения в эту структуру как таковые не существуют. Кроме того, Дэвидсон предложил оригинальную концепцию метафоры, согласно которой значение метафорических слов и словосочетаний следует понимать буквально, а употребление их является специфическим.
Нельзя понять мысли и настроения человека, не вникнув в мир его языковых возможностей и того, как он их использует. С другой стороны, чтобы диагностировать источник ошибок и расхождений в установках, следует вписать их в более широкий контекст, хотя полученную более широкую картину идей и переживаний надо рассматривать не как установленную раз и навсегда, а в непрерывной эволюции. Интерпретатор должен готовить себя к возможному пересмотру установок, принятию новой информации, уточняющей и улучшающей понимание. Сделать явными общие черты языка, по Дэвидсону, равнозначно проявлению общих черт реальности и тому, чтобы разделить общий на нее взгляд.
Источники: