Делез Жиль
Жиль Делез/Gilles Deleuze
Человек представляет собой фигуру из песка между морским отливом и приливом. Жиль Делез |
Жиль Делез - один из крупнейших и наиболее значимых французских философов второй половины 20 века, который совмещал в себе и своих произведениях фигуру академического философа и философского провокатора, лидера и идеолога философского постмодернизма.
Всемирную известность принесли Делёзу его работы о Юме, Бергсоне и Ницше, а также о Прусте и Захер-Мазохе. Своеобразие мышления этого философа связано в первую очередь с двумя основными темами, к которым он возвращался на всем протяжении своего творчества. Это, во-первых, внешняя природа отношений, определяемых как чистые столкновения, или встречи. Во-вторых, это множественный и дифференцированный характер существования, времени и мышления, которые состоят из гетерогенных, взаимно свертывающихся планов, образуя «пластическое» трансцендентальное поле, которое заранее (априори) не навязывает опыту никакой формы. Иначе говоря, главные темы Делёза – это тема «внешнего» и тема «складки», или «свертывания».
В противовес всем крупнейшим течениям современной мысли Делёз не склонен наделять философию каким-либо предназначением. Равным образом чужд он и мысли о том, что какая-либо философская система способна отвечать за радикальный и необратимый разрыв в истории мысли.
Отвечая на вопрос, что значит жить и мыслить сегодня, Делёз неоднократно предпринимал попытки критической оценки современной эпохи. Наше время, по его мнению, это прежде всего время абсолютной детерриторизации: двойственность общественного устройства, называемого капитализмом, состоит в том, что последний опирается на саму природу желания, не переставая при этом ставить желанию преграды. Согласно более поздней работе «Образ-время» (1985), современная эпоха – это эпоха обобщения стереотипов: наше отношение к миру, которое прежде косвенно обеспечивалось посредством трансцендентных форм (Любовь, Народ и т.п.), становится проблематичным, поскольку сами эти формы теперь кажутся нам новыми клише. Это значит, что мы исчерпали основания для веры в этот мир или в его имманентные возможности. Наконец, в «Беседах» (1990) современность характеризуется как время контроля, поскольку в эпоху капитализма все прежде закрытые среды (школа, завод, армия, больница и т.п.) имеют тенденцию становиться открытыми и изменяемыми формами, что наделяет индивида кажущейся свободой; порабощение тел и душ приняло иной оборот и требует новых форм борьбы.
Жиль Делез – философ нашего времени
Жиль Делез (1929-1995) - один из крупнейших и наиболее значимых французских философов второй половины 20 века. Его первое «лицо» связано с Сорбонной, профессурой в Лицее и университете в Провансе и университете Париж 8, работой в Национальном Центре научных исследований. Большую роль в период обучения на него оказал Сартр и такие философы, как Юм, Ницше, Бергсон, Кант, Спиноза, Лейбниц - всем им Делез посвятил отдельные свои монографии. Большое влияние на него оказал и Фрейд. Делез сам себя причислял к эмпирикам, т.е. плюралистам, для которых достоверность опыта несопоставима с любыми конструкциями, спекуляциями, догматами чистого разума. Именно на линии эмпиризма он выходит к утверждении «логики множественности», о которой пишет во многих работах - например, в «Логики смысла».
Одним из самых основополагающих и известных его понятий является понятие «складки» - онтологический принцип, вместо традиционного для европейской философии монизма бытия предлагающий понимания бытия как самоотделения, самораскалывание, саморассечение. После смерти Фуко, которому Делез посвятил отдельную книгу, он рассматривался как первый по значительности философ современности.
Теория мышления связана у Делёза с более общей теорией желания, которую он подробно изложил в написанной совместно с Феликсом Гваттари работе «Анти-Эдип» (1972). Эта книга, принесшая автору известность, но вызвавшая резкое неприятие со стороны интеллектуального сообщества, неотделима от грандиозной переоценки образа мысли и образа жизни, происходившей в 1960-е годы. Делёз и Гваттари, будучи внешне созвучными своей эпохе, выдвинули несвоевременную и беспрецедентную концепцию: желание никогда не исходит изнутри; его нельзя мыслить по аналогии с сущностью субъекта, естественным образом наделенного внутренним богатством и добродетелью и стремящегося выразить себя вовне; желание возникает из отношения к внешнему и приписывается субъекту лишь в состоянии столкновения, когда тот пребывает вне себя; следовательно, оно есть не что иное, как способ научения. Желание не имеет ни исходной структуры, ни исходного объекта, оно никогда заранее не детерминировано. Освободить его – значит позволить каждому переживать свои столкновения и встречи, как ментальные, так и аффективные. Психоанализ, с которым полемизируют Делёз и Гваттари, ограничивает желание эдиповым треугольником; всякий объект, помимо отца и матери, интерпретируется лишь метафорически.
В России Делез также известен и даже, чему бы сам, наверное, не обрадовался, популярен, выражением чего является большое количество переведенных работ и большое количество молодых (и не только) людей, бравирующих его именем и его понятиями, не обременяющих себя усилиями по пониманию написанного им.
Источники:
http://anthropology.rchgi.spb.ru