Деррида Жак
Жак Деррида/ Jacque Derrida
Творчество Деррида сформировало сознание целого поколения |
Жак Деррида - французский философ, один из крупнейших философов современности, основатель теории деконструктивизма, автор работ «О грамматологии», «Письмо и различие» и множества других.
Творчество Деррида сформировало сознание целого поколения, и вплоть до сегодняшнего дня интеллектуальное напряжение, в котором Деррида держал это поколение, не спадало; в этом с Деррида сопоставим разве что Фуко. Но, в отличие от Фуко и несмотря на то, что Деррида был также и политическим мыслителем, главное, что восприняли от него его последователи, — это умение распределять и направлять свои эмоциональные импульсы в русло некоей практики, изначально не связанной ни с какой доктриной, не предполагающей даже выработки терминологии, позволившей бы по-новому взглянуть на мир. Все это, разумеется, тоже присутствует, но предлагаемая Деррида операция — прежде всего самоцель: погрузиться в микрологическое прочтение текста и актуализировать уцелевшие следы прошлого. Подобно негативной диалектике Адорно, деконструкция Деррида — также и, в первую очередь, практика.
Деррида принадлежал к числу авторов, которые при личной встрече застают читателя врасплох. Он был совсем не тем, каким его ожидали увидеть. Это был человек редкой приветливости, очень элегантный, чуткий и ранимый, но умевший чувствовать себя непринужденно и вести себя открыто с тем, кто внушал ему доверие и симпатию; это был человек дружелюбный, расположенный к дружбе.
В России Деррида впервые появился в 1991 году, когда он приехал почти неофициально. Обсуждение его приезда продолжалось где-то около полутора-двух лет. В году девяносто третьем Деррида снова приехал, уже благодаря посольству Франции. Однако нельзя сказать, что в России сложилась школа его учеников. Воспринимали его здесь неоднозначно. Было довольно много критики и «гонений» со стороны консервативных философских академических кругов, а также со стороны левацкой молодежи. История его влияния в России ограничена. И хотя многие тексты Деррида переведены, такого воздействия его работ, как в Европе и США, в России нет и вряд ли будет. И это при том, что его интерес к Восточной Европе был довольно велик. А его жена - специалист по истории русской литературы.
Жак Деррида – одна из крупнейших фигур двадцатого века
Деррида родился 15 июля 1930 в Эль-Биаре, Алжир, в богатой еврейской семье. После обучения в хедере переехал в Европу для получения светского образования.
Обучался в Ecole Normale Supérieure, был ассистентом в Сорбонне.
С 1964 Деррида — профессор философии в Grandes Ecoles в Париже.
С 1968 по 1974 преподавал в университете Джонса Хопкинса.
После 1974 — преподаватель Йельского университета.
Заметной фигурой во французской философии Деррида стал в 1967, когда выходят три его книги: «Голос и феномен», «Письмо и различие» и «Грамматология». В своих ранних работах Деррида анализировал тексты Платона, Канта, Руссо, Гегеля, Гуссерля и Фрейда. В более поздних работах он экспериментирует с конструкциями, которые могут быть названы скорее литературными, чем философскими. Его работа – это непрерывное исследование и оспаривание границ литературы и философии.
Деррида Написал около восьмидесяти книг и более тысячи статей, интервью и т. п.
Деррида выступал в поддержку восточноевропейских диссидентов. В 1981 году во время пребывания в Праге был арестован. Освобождён после личного вмешательства президента Миттерана.
Скончался Деррида 9 октября 2004 в Париже от рака поджелудочной железы в возрасте 74 лет. О болезни, которой до конца сопротивлялся Жак Деррида, было известно многим. И его смерть не стала полной неожиданностью. Конечно, он будет жить в своих произведениях — мыслитель, всю свою интеллектуальную энергию сосредоточивший на прочтении великих текстов, торжественно утвердивший примат письменного слова, которое можно передавать, над устным, существующим лишь в настоящем времени.
За несколько месяцев до смерти в интервью газете «Ле Монд»Деррида говорил: «Мысль о неизбежности смерти никогда не одолевала меня более настойчиво, чем в минуты счастья и наслаждения. Для меня наслаждаться и скорбеть о смерти, которая всегда начеку, — одно и то же. Вспоминая свою жизнь, я часто думаю, что мне повезло: я любил и благословлял даже несчастливые минуты. Практически все, за единственным исключением. Возвращаясь в воспоминаниях к моментам счастья, я, разумеется, благословляю и их; в то же время они приближают меня к мысли о смерти, гонят к смерти, потому что они суть нечто пройденное, завершившееся…»
Источники: