Джемаль Гейдар
Гейдар Джемаль/Gejdar Dzhemal
Философские взгляды Джемаля можно охарактеризовать как исламский марксизм |
Гейдар Джемаль - философ и общественный деятель, идеолог политического ислама.
Метафизик, автор книг» и «Революция Пророков». Председатель Исламского Комитета России. Основатель метафизической школы радикального трансцендентализма. Автор ряда статей футурологического характера, предсказывающих политическую судьбу Советского режима. В 1990 году Джемаль принял участие в создании Исламской Партии Возрождения, став заместителем председателя этой партии. На Хартумской конференции в 1992 году Гейдар Джемаль предложил создать международный Исламский Комитет. В 2001 году возглавил масштабный проект взаимодействия политического ислама и западных антиглобалистов.
Философские взгляды Джемаля можно охарактеризовать как исламский марксизм. Марксизм и ислам совпадают в моменте эсхатологии, причем мессианскую роль пролетариата играет умма (исламское сообщество). Современный мир, пришедший на смену империализму, Джемаль именует мондиализмом, где основным противоречием является конфликт транснациональных корпораций против администрации США. Транснациональные корпорации образуют сверхэлиту, корни которой уходят в европейские (прежде всего, британские) аристократические семьи. События 11 сентября он трактует как грандиозную провокацию сверхэлиты против США и исламского мира, напоминая, что Бен Ладен и талибы — это «креатуры ЦРУ». Сионизм и КГБ считает инструментами, в равной мере приводящими сверхэлиту к господству над планетой.
В философии религии он, опираясь на традицию немецкого романтизма, различает религию пророков и религию жрецов. Религию пассионарного взрыва и энтропии. Пророки авраамической традиции начинали с критики традиции, тогда как жрецы всегда являются яростными апологетами традиции. Истинная религия — это религия веры (проекта) и смерти. Однако не весь ислам Джемаль принимает. Он отвергает суфизм, хашимитский ислам арабского истэблишмента и «господство тюркской стихии», приведшей к застою.
Антропология Джемаля базируется на дихотомии божественной искры и «глины» в человеке.
Исламский мыслитель Гейдар Джемаль
Гейдар Джемаль - родился в 1947 году в Москве.
В 1965 поступил в институт Восточных языков (нынешний ИСАА) но через год был отчислен из него по политическим мотивам (в личном деле указанна формулировка за буржуазный национализм).
В 70-х Джемаль становится одним из лидеров нонконформистского андеграунда Москвы. Он пишет ряд статей футурологического характера, предсказывая политическую судьбу Советского режима. Прогнозы полностью подтвердились.
В 80-х Гейдар Джемаль значительную часть времени проводит в Таджикистане, где сближается с лидерами «параллельного» (неподконтрольного советским органам) ислама.
В конце 80-х Джемаль вступает в общество «Память», входит в центральный совет, но менее чем через год полностью разрывает с этой организацией.
В 1990 году Джемаль принял участие в создании в Астрахани Исламской партии возрождения, став заместителем председателя этой партии. В том же 1990 году Гейдар Джемаль создал информационный центр «Таухид», а в 1991 года начал выпуск газеты «Аль-Вахдат» («Единение»), которая просуществовала до 1993 года.
В 1992 году Джемаль завязывает интенсивные контакты с сыном аятоллы Хомейни - Ахмадом Хомейни, которые продолжались вплоть до смерти Хомейни-младшего в 1994 году. За это время Гейдар Джемаль неоднократно посещал Иран, вел переговоры по вопросам национального примирения в Таджикистане, организовывал съемки фильма, рассказывающего о современном Иране и впоследствии показанного по центральным российским телеканалам. После смерти Ахмада Хомейни Джемаль продолжал активно сотрудничать с высшими иранскими руководителями - министром иностранных дел Велаяти, ныне действующим спикером иранского парламента Натег-Нури, лидерами «Корпуса стражей исламской революции».
С 1992 года началось идеологическое взаимодействие между Гейдаром Джемалем и духовным лидером Судана Хасаном ат-Тураби. Знакомство между Гейдаром Джемалем и правителем Судана состоялось на первой Хартумской конференции, куда собрались мусульмане со всего мира в 1992 году. В следующем году Джемаль уже кооптирован в расширенный президиум Хартумской конференции, официальное название которой первоначально было Арабская Исламская Народная Конференция, впоследствии по его инициативе Джемаля убрано слова «арабская». На той же Хартумской конференции Гейдар Джемаль предложил создать международный Исламский Комитет. Хартумские конференции, на которых Гейдар Джемаль со временем превратился в ключевую фигуру, прервали лишь американские ракетные удары по Судану, после чего эти мероприятия были перенесены на неопределенный срок.
Европейские мусульманские интеллектуалы также одобрительно отнеслись к инициативам Джемаля на конференции «Ислам-Шанс Европы», организованной Клаудио Мутти - своего рода итальянским аналогом Роже Гароди. На этой конференции Джемаль высказывал идеи по созданию международной европейской политической организации мусульман, которая поставила бы одной из своих главных задач защиту европейского континента от американской экономической, политической и военной экспансии.
С 1993 по 1996 год Гейдар Джемаль - ведущий нескольких телевизионных программ, посвященных исламской проблематике («Ныне», «Минарет» и т.д.).
В 1997 году проводил переговоры о судьбах политического ислама в Турции с мэром Стамбула Таибом Эрдоганом, вторым человеком в исламской «Партии Благоденствия».
В 1998 году Джемаль посетил с циклом лекций ЮАР, где ему было присвоено звание почетного доктора «Уинтер» университета в Кейптауне.
В 1999 году на православно-исламской конференции в Санкт- Петербурге выдвинул тезис о возможности стратегического союза ислама и православия в рамках антизападного проекта.
В конце этого же года вошел в избирательный блок ДПА на парламентских выборах, возглавляемого Илюхиным В.И.
В 2000 году Джемаль выступил противником сближения российского руководства и так называемого демократического блока иранских мулл руководимых Мухамедом Хатами.
В 2001 году Гейдар Джемаль возглавил масштабный проект взаимодействия политического ислама и западных антиглобалистов. После таранов нью-йоркских небоскребов 11 сентября он выступил с серией разоблачительных статей в которых объявил Транснациональные корпорации и западное разведсообщество в глобальной провокации повлекшей новый передел мира. Осенью 2001-го он инициировал серию антиглобалистских митингов в Москве в которых приняли участие в равной мере российские антиглобалисты и мусульмане.
Гейдар Джемаль на протяжении 35 лет последовательно занимал позицию сопротивления тирании в любых принимаемых ею формах. В последние 10 лет он являлся активным участником радикальной оппозиции как ельцинскому так и путинскому режиму.
Однако, несмотря на свою активность, Г.Джемаль является скорее не политиком, а философом. Именно в таком качестве он завоевал авторитет как у мусульман, прежде всего среди радикально настроенной мусульманской интеллигенции России, так и за рубежом.
Источники: